вторник, 23 апреля 2013 г.

Программы "Исторических концертов" Антона Рубинштейна.

Программы "Исторических концертов" Антона Рубинштейна.


Первый концерт:
 В.Бёрд. Вариации на песню «The Carmans Whistle» («Мелодия, насвистанная возницей»).
— Дж.Булл. Вариации на народную мелодию «Весёлая королевская охота».
— Ф.Куперен. La Tenebreuse; Le Reveil-matin; La Favorite; Le Bavolet flottant; La Bandoline.
— Рамо. Перекличка птиц; Курица; Гавот с вариациями.
— Скарлатти. Кошачья фуга; Соната A-dur
— И.-С. Бах. Прелюдии и фуги c-moll, D-dur, прелюдии es-moll, Es-dur и h-moll из «Хорошо темперированного клавира» (I том); Хроматическая фантазия и фуга; Жига B-dur; Сарабанда; Гавот.
— Гендель. Фуга из сюиты e-moll; Тема с вариациями E-dur; Сарабанда и Пассакалья из сюиты g-moll; Жига из сюиты A-dur; Ария с вариациями d-moll.
— Ф.-Э. Бах. Рондо h-moll (в ред. Бюлова); La Xenophone et Sybille; Les Langueurs tendres; La Complaisante.
— Гайдн. Вариации f-moll.
— Моцарт. Фантазия c-moll; Жига G-dur; Рондо a-moll; «A la Turca» из сонаты A-dur.

Второй концерт:

Бетховен. Сонаты №№ 14, 17, 21, 23, 27, 28, 30, 32. Третий концерт:
Шуберт. Фантазия C-dur; Музыкальные моменты №№ 1-6; Менуэт h-moll; Экспромты c-moll и Es-dur.
— Вебер. Соната As-dur; Momento capriccioso; Приглашение к танцу; Полонез E-dur.
— Мендельсон. Серьёзные вариации; Каприччио e-moll, op.16 № 2; Песни без слов № 1 E-dur, № 2 a-moll, № 12 fis-moll, № 30 A-dur, № 13 Es-dur, № 35 h-moll, № 36 E-dur, № 19 As-dur, № 20 Es-dur, № 22 F-dur, № 23 a-moll; Scherzo a capriccio.

Четвертый концерт:

 Шуман. Фантазия; Крейслериана; Симфонические этюды; Соната fis-moll; Des Abends; In der Nacht; Traumeswirren; Warum?; Вещая птица; Романс d-moll; Карнавал.

Пятый концерт:

Клементи. Соната B-dur (первая и последняя части).
— Фильд. Ноктюрны Es-dur, A-dur, D-dur.
— Гуммель. Рондо h-moll.
— Мошелес. Характеристические этюды: Reconciliation, Junon, Conte d'enfant.
— Гензельт. Роеmе d'amour; Колыбельная; La fontaine; Schmerz im Gluck; Si oiseau j'etais.
— Тальберг. Этюд a-moll; Фантазия «Дон-Жуан».
— Лист. Этюд Des-dur; Вальс-каприc; Утешение E-dur и Des-dur; У родника; Венгерские рапсодии №№ 6 и 12.
— Россини-Лист. Прогулка в гондоле; Венецианская регата; Серенада; Танец.
— Шуберт-Лист. Баркарола; Утренняя серенада; Лесной царь; Вальс A-dur из «Венских вечеров».
— Мейербер
 — Лист. Воспоминания о Роберте-дьяволе.

Шестой концерт:
Шопен. Фантазия; Прелюды e-moll, A-dur, As-dur, b-moll, Des-dur, d-moll; Мазурки h-moll, fis-moll, C-dur, b-moll; Баллады №№ 1,2,3,4; Экспромты Fis-dur, Ges-dur; Ноктюрны Des-dur, G-dur, c-moll; Баркарола; Вальсы As-dur, op. 34 № 1, a-moll, As-dur, op. 42; Скерцо h-moll; Соната b-moll; Колыбельная; Полонезы fis-moll, c-moll и As-dur.

Седьмой концерт:
Шопен. Этюды As-dur, f-moll, E-dur, c-moll, es-moll, Es-dur, h-moll, As-dur, a-moll, cis-moll, c-moll.
— Глинка. Тарантелла a-moll; Баркарола; Воспоминание о мазурке.
— Балакирев. Скерцо h-moll; Мазурка; Исламей.
— Кюи. Скерцо B-dur; Полонез C-dur.
— Римский-Корсаков. Этюд; Новеллетта; Вальс.
— Лядов. Этюд As-dur; Интермеццо.
— Чайковский. Песня без слов; Вальс; Романс; Русское скерцо.
— Рубинштейн. Соната № 3 F-dur, op. 41; Тема и вариации из сонаты № 2 c-moll, op. 20; Скерцо из Сонаты № 4 a-moll, op. 100.
— Н.Рубинштейн. Листок из альбома; Вальс As-dur.

Из воспоминаний А.Г.Рубинштейна.

-------------- В сезоне 1885—1886 годов я привел в исполнение мысль, которую давно лелеял: мне хотелось как окончание моей виртуозной деятельности представить в ряде концертов в главнейших центрах Европы обзор постепенного развития фортепианной музыки.
Начал я это когда-то в Америке.
До меня бывали лекции по истории музыки, но исторических концертов, в таком, по крайней мере, объёме, как я предпринял, не было.
Для подготовки к концертам понадобилось 50 лет, вся жизнь.
А непосредственная подготовка заняла одно лето.
Часть вещей я знал с детства, с колыбели (в музыке это очень важно); выучил также много нового.
Никакого суфлера на моих концертах, конечно, не было.
Я дал по семи Исторических концертов в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже и Лейпциге; по три концерта в Дрездене, Праге и Брюсселе; при этом в первых семи городах каждый
Исторический концерт давал я вдвойне, то есть каждую концертную программу повторял: один раз играл для публики, другой раз (на другой день) — для учащихся.
На те и другие концерты слушателей набиралась масса.
Дело казалось, действительно, невероятным: например, два вечера я играю в Петербурге, затем сряду же два вечера в Москве, возвращаюсь в Петербург и вновь даю сряду два концертных вечера и т. д.; 14 концертов в каждом из этих городов, а всего 28 концертов.
Отношение публики было всюду и везде очень сочувственным.
 Физического утомления я не испытывал.
Организаторская часть дела меня не касалась.
Все устройство этих концертов было взято на себя особым агентом из Берлина Вольфом за определенный процент из сбора.
 Я приезжал прямо на эстраду, не зная никаких забот и хлопот. Это чрезвычайно удобно.
 В России у нас только теперь для музыкального дела устраиваются агентства.
В Петербурге мои концерты устраивал Павел Леонтьевич Петерсен, в Москве — из дружбы ко мне Юргенсон.
Кстати замечу: фортепианная фабрика Беккера принадлежит исключительно Петерсену.
 Все толки о том, будто я вложил в это дело свои сбережения, совершенно неосновательны.
Моего капитала там никакого нет, ни копейки медной. Я ведь терпеть не могу такого рода дел. --------------

Комментариев нет:

Отправить комментарий