вторник, 23 апреля 2013 г.

С. М. Майкапар. Годы учения › Антон Григорьевич Рубинштейн

From Summer 2009.Братислава, Словакия.
From Summer 2009.Братислава, Словакия.
From Summer 2009.Братислава, Словакия.


Rubinstein's real voice



Портрет А.Рубинштейна кисти Л.Пастернака, 1890 г.


В первые годы моего учения в консерватории в Петербурге произошло крупнейшее музыкальное событие. Гениальный пианист Антон Григорьевич Рубинштейн дал в зале «Дворянского собрания» свои исторические концерты, в которых исполнил в хронологическом порядке самые выдающиеся произведения фортепианной литературы, начиная с первого зарождения фортепианной музыки и кончая фортепианными композициями современных авторов. Я имел счастье прослушать все эти исторические концерты.


* К началу третьего года моего учения в консерватории произошли большие перемены. Директор К. Ю. Давыдов оставил консерваторию, и во главе ее стал Антон Григорьевич Рубинштейн, крупнейший, до сих пор непревзойденный пианист и выдающийся композитор, основавший нашу консерваторию в 1862 г. После основания консерватории Рубинштейн несколько лет состоял ее директором и одновременно преподавателем, но, не найдя в дирекции сочувствия своему требованию более строгого подбора учащихся, он ушел из консерватории. Вторичное директорство Рубинштейна наступило после двадцатилетнего перерыва и продолжалось четыре года.

Главная › С. М. Майкапар. Годы учения › ГЛАВА ТРЕТЬЯ. 1. Новый директор консерватории — Антон Григорьевич Рубинштейн.

а) Рубинштейн — пианист

Что за всей этой гениальной импровизацией лежала большая предварительная подготовительная работа, мне лично пришлось убедиться, когда я, будучи еще студентом университета и учеником консерватории, случайно нанял комнату в доме № 38 по Троицкой улице, в котором тогда жил Рубинштейн, в память чего ныне улица эта и переименована в улицу Рубинштейна. Антон Григорьевич жил в нижнем этаже этого дома и, очевидно, комната, в которой он работал, находилась прямо над швейцарской, так как в комнате швейцара ясно слышна была его игра. Моя комната, в которой я жил тогда вместе с двумя моими товарищами-студентами, помещалась в самом верхнем этаже по той же лестнице. Часто, проходя по этой лестнице мимо швейцарской, я останавливался и прислушивался к тому, как Рубинштейн работал. Особенно памятно мне, как Антон Григорьевич готовился к выступлению в симфоническом концерте, работая над четвертым концертом Бетховена, который он, конечно, много раз до этого исполнял публично. Слушая его, я убедился в том, в чем в дальнейшем все больше убеждался, что крупный художник своими высокими художественными достижениями, кроме большого природного дарования, обязан еще и своей работоспособности, и ему ничего не дается в готовом виде, свыше, как это думают люди, не знакомые с трудовой жизнью выдающихся художников, встречаясь в концертах только с готовыми уже законченными результатами их работ. Я слышал, как Рубинштейн по нескольку раз повторял одно и то же место дивного бетховенского концерта, каждый раз совершенствуя свое исполнение, изменяя оттенки и т. д. Вам может показаться странным и непонятным, как же это, работая так много предварительно, обдумывая и обрабатывая все подробности, общий план и содержание композиции, он мог, играя потом уже в концерте, своим исполнением производить впечатление свободной импровизации, а не впечатление точной копии со своего обдуманного и проработанного заранее исполнения. Если, однако, ближе стоять к публичной концертной деятельности и знать весь процесс подготовительной работы, то этому, непонятному на первый взгляд явлению можно найти полное объяснение. Только овладев путем всесторонней работы технической и художественной стороной музыкального произведения и усвоив его наизусть так, чтобы все произведение стало вашей второй натурой, вы становитесь полным хозяином своего исполнения и сможете его сначала у себя дома, а потом уже и при слушателях как бы импровизировать. Тот особый подъем, который под влиянием присутствия слушателей и под влиянием всей концертной обстановки я сам испытывал при публичных своих выступлениях, появлялся у меня только тогда, когда мною именно так было усвоено произведение, что при исполнении в концерте не приходилось думать о том, что какое-нибудь место у меня не всегда технически удается, и не приходилось бояться, что вдруг я где-нибудь забуду, что играть дальше, и остановлюсь. Когда же я вещь не доучивал, работал наспех, нетвердо знал напамять, я никакого подъема своего исполнения в концертах не чувствовал и в лучшем случае играл точно так же, как дома, а иногда и много хуже. Повидимому у Рубинштейна, благодаря его исключительной одаренности, подъем исполнительного творчества в концертах был особенно велик. А возможен был этот подъем и у него все-таки только на почве большой подготовительной домашней работы над исчерпывающим и полным усвоением композиции. И только на основе такого полного усвоения возможна была его гениальная импровизация ставшего уже второй его натурой произведения.

Рубинштейн — композитор

Как композитора я до поступления в консерваторию знал Рубинштейна по его опере «Демон», нескольким общеизвестным фортепианным пьесам и замечательным романсам. Из последних я особенно любил «Азру», «Отворите мне темницу» и «Еврейскую мелодию», на слова Байрона «Скорей певец, скорей. Вот арфа золотая». Полный список композиций Рубинштейна занимает в римановском «Словаре» три с половиной больших столбца мелкого шрифта. Привожу краткую сводку списка: 15 опер, 4 духовых оперы, 6 симфоний, среди которых «Океан» в семи частях, 3 симфонических картины («Фауст», «Иоанн Грозный» и «Дон-Кихот»), 4 увертюры, 22 камерных произведения для разного состава, множество произведений для фортепиано соло и для фортепиано в четыре руки, для двух фортепиано, 5 фортепианных концертов с оркестром (среди них знаменитый 4-й, в ре-миноре), 1 скрипичный и 2 виолончельные концерта, 3 сонаты для фортепиано и скрипки, одна для фортепиано и альта, масса произведений для пения с оркестром и с аккомпанементом фортепиано, среди которых 155 романсов и песен на русские и иностранные тексты, а также произведения для хора. ***************************************************

А. Г. и Н. Г. Рубинштейн в детстве.

«Рубинштейн Антон Григорьевич — гениальный пианист, выдающийся композитор и деятель музыкального образования в России. Родился 16 ноября 1829 г. в селе Выхватинцах, близ города Дубоссар, Балтского уезда, Подольской губернии, умер от паралича сердца 8 ноября 1894 г. в Старом Петергофе, близ Петербурга.
Отец его, еврей по происхождению, крестившийся, когда Антону был год, в 1835 г. переехал с семьей в Москву.
 Мать, урожденная Левенштейн, женщина образованная и энергичная, была хорошей музыкантшей и первой учительницей сына, которого» стала учить игре на фортепиано с шести с половиной лет.
Восьми лет Рубинштейн сделался учеником Виллуана, у которого учился до тринадцати лет. Десяти лет впервые выступил в Москве в благотворительном концерте. В конце 1840 г. Виллуан повез его в Парижскую консерваторию; в консерваторию Рубинштейн не поступил, но с успехом играл в Париже, познакомился с Листом, который назвал его «своим преемником», с Шопеном, Вьетаном и др. По совету Листа, Рубинштейн отправился в Германию через Голландию, Англию, Швецию) и Норвегию.
Во всех этих государствах, а затем и в Пруссии, Австрии и Саксонии, Рубинштейн с неменьшим успехом играл в концертах и при дворах.
То же повторилась и в Петербурге, куда Рубинштейн со своим учителем приехал в 1843 г. после двух с половиной лет пребывания за границей. В 1844 г. мать переехала с ним и братом его Николаем в Берлин, чтобы дать им там общее образование и возможность серьезно заняться теорией музыки. Рубинштейн изучал теорию под руководством Дена, в то же время вместе с братом бывал часто у Мендельсона и Мейербера, оказавших на него не малое влияние. В 1846 г. мать Рубинштейна после смерти мужа вернулась в Москву, сам же он переехал в Вену. Здесь Рубинштейн жил впроголодь, пел в церквах, давал грошовые уроки музыки. Позднее, благодаря помощи Листа, положение его в Вене улучшилось. В 1849 г. Рубинштейн вернулся в Россию, причем сундук с рукописями его композиций, показавшийся в связи с революционными событиями подозрительным, был отобран таможенными чиновниками и погиб. Опера Рубинштейна «Дмитрий Донской» обратила на него внимание в. кн. Елены Павловны, при дворе которой Рубинштейн сделался близким человеком. В 1862 г. он сделался директором Петербургской консерватории, им же основанной. Оставив через четыре года консерваторию, Рубинштейн отдался концертной деятельности за границей. Вместе с Венявским (знаменитым скрипачом и композитором) дал в Америке 215 концертов, за что получил от антрепренера 80 000 рублей. Больше Рубинштейн никогда не решался на подобные путешествия. «Здесь уже нет места искусству», говорил он. «Это—фабричная работа». По возвращении из Америки Рубинштейн усиленно предался композиции. …В 1889 г. Россия необычайно торжественно праздновала 50-летие артистической деятельности Рубинштейна. …Рубинштейн похоронен в Александро-Невской лавре».
***************************************
прижизненным является и бюст композитора А. Г. Рубинштейна (скульптор Б. Реймер, 1889 г.), помещавшийся на Никольском кладбище внутри каменной усыпальницы, сооруженной в виде часовни с шатровым завершением. http://funeral-spb.narod.ru/necropols/tihvinskoe/tombs/rubinshteyn/rubinshteyn.html
Портрет с экспозиции выставки "Мир Антона Рубинштейна", Дом-музей Марины Цветаевой, ноябрь 2010.
Из личной коллекции Н.Л. Болычевой Посмертный портрет Антона Рубинштейна circa November 1894)

Комментариев нет:

Отправить комментарий