з трудов Балабана следует отметить: «Евреи Львова (Лемберга) на пороге 17 столетия» (1906)
БАЛАБА́Н Меир (Bałaban, Majer; 1877, Львов, – 1942, Варшава), историк польского еврейства. В 1920–30 гг. Балабан руководил в Варшаве раввинской семинарией Тахкемони, с 1928 г. читал лекции по еврейской истории в Варшавском университете. Был одним из основателей Института еврейских исследований в Варшаве (1927) и в течение нескольких лет являлся его директором.
Балабан опубликовал множество исторических исследований, докладов и статей. Его по праву считают основателем историографии польского еврейства. Из трудов Балабана следует отметить: «Евреи Львова (Лемберга) на пороге 17 столетия» (1906); «История евреев Кракова» (тт. 1–2, 1931–36) и «Еврейство Люблина» (1919). Для 11-го тома «Истории еврейского народа» (на русском языке, 1914) Балабан написал подробную статью о Ва‘аде четырех земель. Сборники статей и докладов Балабана, посвященные исследованию деятельности раввинов, ученых и лидеров общин, а также истории кровавых наветов, караимам в Польше и другим темам, были опубликованы на немецком, польском языках и на идиш. Балабан написал свыше 150 статей для «Еврейской энциклопедии» (на русском языке; см. Энциклопедии). Особенное значение имеют исследования Балабана по истории движений Саббатая Цви и Я‘акова Франка, резюмированные в его книге «Ле-толдот ха-тну‘а ха-франкит» («История франкистского движения», тт. 1–2, 1934–35). Обобщенное изложение истории евреев в Польше до конца 18 в. содержится во втором и третьем томах учебника на польском языке «Еврейская история и литература» (1925). Умер в Варшавском гетто (см. Варшава).
well-known Jewish-Polish historian, Professor Dr. Majer Bałaban
**********************1877 – Во Львове (Украина), в старинной семье раввинов, талмудистов, издателей книг на иврите родился Меир-Шмуэль Балабан - видный публицист, общественный деятель, историк польского еврейства, профессор Варшавского университета, один из основателей Института иудаики. Он получил традиционное еврейское образование, потом окончил юридический факультет Львовского университета и семь лет преподавал в окрестных еврейских школах, основанных на средства барона Гирша в местечках Галиции. В 1906 г. Меир Балабан опубликовал свой первый солидный научный труд «Евреи Львова (Лемберга) на рубеже XVII столетия». В годы Первой мировой войны власти Австро-Венгрии назначили его уполномоченным по еврейским делам. Меир Балабан делал всё возможное, чтобы спасти жизнь евреям, оказавшимся в прифронтовой полосе, где, как известно, все воюющие стороны одинаково обвиняли их в шпионаже и казнили без суда и следствия. После войны Львов вошел в состав Польского государства. Меир Балабан возглавил Еврейскую высшую школу в Ченстохове, затем раввинскую семинарию в Варшаве. Ему разрешили читать курс лекций по еврейской истории в Варшавском университете. Часть этих лекций стала основой книги «История еврейского народа и его литературы», которая вышла в свет в 1925 г. В начале 30-х гг. ХХ в. Меир Балабан опубликовал интересные научные исследования: «Еврейские древности в Польше», «История евреев Кракова», «История франкистского движения» – о религиозных расколах в еврейских общинах Европы в XVII–XVIII вв. Меир Балабан был постоянным автором ряда газет на идиш, выходивших в те годы в Польше. Писал он не только на идиш, но и на иврите, польском и немецком языках. Для него, как и для многих других тысяч евреев, мир рухнул в сентябре 1939 г., когда в Польшу с запада вошли немецкие, а затем с востока – и советские войска. В октябре 1940 г. по распоряжению германских властей было создано Варшавское гетто. С начала 1942 г. нацисты приступили к планомерному вывозу и уничтожению его жителей. По свидетельству немногих оставшихся в живых очевидцев, профессор Меир-Шмуэль Балабан держался в гетто стойко и мужественно. Даже в тех ужасных условиях он нередко собирал вокруг себя молодежь, беседовал с юношами и девушками о традициях еврейского народа. Меир-Шмуэль Балабан погиб в Варшавском гетто 26 декабря 1942 года.
Надгробие 1767г.
В книжной еврейской традиции с образом орла связано несколько символических коннотаций. Среди них наиболее распространёнными являются фраза из Мишны (Авот 5:20) "Будь лёгок как орёл, где выражен особый характер служения Всевышнему", и метафора из книги Дварим (Второзаконие) (32:11): "Как орёл стережёт гнездо своё, над птенцами своими парит..., где действия орла сопоставлены с отношением Всевышнего к своему народу". В иллюстрациях к этим текстам, получившим широкое распространение в Восточной Европе, используются разные изображения орла: иллюстрацией к первому тексту служит обычная птица, к второму - геральдический двуглавый орёл [наиболее известные росписи на эти сюжеты в синагогах в Ходорове (1714) и Могилёве (середина ХVIII в.)]. Различие образов носит принципиальный характер. Геральдический, имперский орёл намеренно соотнесён с текстом метафоры, в которой еврейские комментаторы видят особый характер милосердия к своему народу Небесного Царя и Верховного Судии. Образ, связанный в повседневном представлении с абсолютной властью земного царя, переносится на абсолютную власть Царя Небесного. Обратимся к двум непростым мотивам, использованным на надгробиях из Подолии (ХVIII-ХIХ вв.), где орёл изображён в комплексе с другими животными или птицами: орёл опирается на двух львов (Озаринцы, 1767), орёл опирается на двух аистов (Меджибож, 1756). На надгробиях Восточной Европы изображение льва может иметь как универсальный, так и персонифицированный характер: например, лев как символ царского дома Давидова или как персонификация мужского имени Арье-Лейб. Оба эти представления - персонифицированное и универсальное - соединялись в образе льва как родового символа колена Иеѓуды (в соответствии с благословением Иакова) и его потомков.
Надгробие.
Наиболее часто встречается мотив с птицей, держащей в клюве ветку, цветок или плод. Подобный лилии цветок можно увидеть на рисунке в песчанковском пинкасе и на резной спинке знаменитого кресла р. Нахмана из Брацлава. Не менее глубокое значение имел мотив птицы, клюющей плод, замечательно изображённый на надгробиях ХVIII в. Здесь виноградная гроздь, вероятнее всего, символизировала плод древа жизни.
Lew to biblijny symbol pokolenia Judy, któremu początek dał Juda - jeden z 12 synów Jakuba. Jakub umierając, błogosławił swoich synów, o Judzie powiedział: "Młody lwie, Judo, synu mój, na zdobyczy, synu mój wzrosłeś, czai się jak lew i jak lwica, któż go spłoszy?" (Rodz. 49:9). Lew jest także symbolem imion Arje (hebr. lew) i Lejb.
W kole znajdują się hebrajskie litery Pe i Nun (נ i פ), będące skrótem sentencji nagrobnej "Tu spoczywa".
Комментариев нет:
Отправить комментарий