Чтобы довести до конца процесс экспроприации, оставалось еще разделаться с боярами, владевшими крупными вотчинами в центральных областях Московии.
Это сделал Иван Грозный.
Царь этот безусловно страдал психическим расстройством, и было бы ошибкой приписывать рациональную цель всем его политическим мероприятиям.
Он казнил и пытал, чтобы изгнать обуявших его духов, а не из намерения изменить направление русской истории.
Однако вышло так, что люди, стоявшие у него на дороге, более всего мешавшие ему и доводившие его до приступов слепой ярости, принадлежали к родословным фамилиям, владевшим вотчинами в Москве и ее окрестностях.
Уничтожив такое их множество, Иван без всякого на то умысла изменил соотношение сил в русском обществе и наложил глубокий отпечаток на его будущее.
В 1550 г. Иван сделал невиданное дело: он пожаловал поместья в окрестностях Москвы 1.064 "детям боярским", большинство из которых были обедневшими дворянами, а многие - и потомками холопов.
Таким шагом он даровал этим парвеню почетное звание "московских дворян", до того предназначенное лишь родословным боярам.
В этом прозвучало прямое предостережение древним родам.
В последующие годы Иван был слишком погружен в реформы управления и внешнюю политику, чтобы пойти на прямое столкновение с боярами. Однако наконец решившись на него, он выказал жестокость и садизм, которые только могут быть уподоблены жестокости и садизму Сталина в 1930-е гг.
В 1564 г. Иван поделил страну на две части.
Одна половина, названная "земщиной", представляла собою собственно царство, так сказать, государственную, публичную часть страны. Другую он поставил под свое собственное начало и назвал "опричниной".
Опричнина была официально упразднена в 1572 г., и обе половины страны были снова слиты воедино.
Вслед за этим запретили под страхом смерти упоминать это некогда наводившее ужас слово.
Некоторых опричников наказали; участки конфискованной земли были кое-где возвращены своим владельцам. Однако дело было сделано. Была разрушена основа боярского могущества.
Будущее принадлежало не боярам, а дворянам.
В конце XVI в., после отмены опричнины, это некогда презираемое сословие второразрядных слуг стало получать на придворных церемониях предпочтение перед рядовыми боярами, уступая место лишь представителям наиболее именитых родов.
Московский служилый класс, от которого произошли по прямой линии дворянство эпохи империи и коммунистический аппарат Советской России, являет собою уникальное явление в истории общественных институтов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий