среда, 15 мая 2019 г.

ИЕХУДА МАККАВЕЙ (166—161 до н. э.) Клаузнер Йосеф Гедалия гл IV

Война Антиоха Эпифана против парфян (см. выше) ему так же не удалась, как и войны его наместников и полководцев в Иудее. Сирийское царство разлагалось. Антиох нуждался в крупных суммах — в неудачных войнах были растрачены все его ресурсы, а наемное войско требовало больших денег. Подобно тому, как он разграбил еврейский Храм в Иерусалиме, он пытался ограбить храм богини Нанаи в Эламе. Но жрецы призвали эламский народ к восстанию, и он был вынужден бежать по направлению к Вавилону. По дороге, в персидском городе Габей (Исфахан), он умер от скоротечной чахотки в 164 году. Возможно, что причиной его смерти были угрызения совести или даже умопомешательство, по свидетельству историка Полибия, который считает, что Антиох раскаивался в святотатстве, совершенном им в Эламе и Иерусалиме. Но то, что рассказывается во II книге Хасмонеев о его раскаянии и добросердечном письме к евреям, — всего-навсего легенда. О том, что он в самом деле сошел с ума незадолго до смерти, можно заключить из того, что он забыл (или раскаялся), что уже назначил Лисия опекуном своего сына, и теперь вверил опеку над ним и назначил правителем страны — до зрелости сына — Филиппа. Лисий не пожелал, конечно, уступить свое место Филиппу и, поглощенный заботами, связанными с судьбой своего правления от имени царя-отрока Антиоха V Евпатора (164—162), не считал момент подходящим для войны с Иехудой Маккавеем.
Иехуда воспользовался этим и осадил греческий гарнизон в Акре, стремясь полностью освободиться от сирийского гнета (163—162). В Акре, кроме гарнизона, находились, как мы уже отмечали, и эллинские ассимиляторы. Они отправили посланцев к Лисию с жалобой, в которой говорилось, что Иехуда и хасидеи убивают союзников царя и забирают их имущество (что было верно) и что еще немного — и они окончательно сбросят с себя сирийскую власть (и это было верно).
В ответ Лисий выступил вместе с молодым царем во главе большого и сильного войска против Иехуды. Лисий, войско которого было усилено слонами, осадил укрепленный Бет-Цур, что заставило Иехуду снять осаду с Акры. Выйдя бесстрашно навстречу Лисию и царю с их огромным войском, Иехуда и его силы встретились с греками около Бет-Зхарии, между Бет-Цуром и Иерусалимом. Евреи дрались как львы. Элазар, брат
Иехуды, увидя особенно богато разукрашенную башенку на спине нарядно убранного слона, решил, что там восседает царь. Отважно проложил он себе дорогу среди сражающихся и вонзил меч в брюхо слона, намереваясь убить царя. Но слон рухнул на него и раздавил его насмерть своей тушей. Это была первая жертва, принесенная на поле битвы братьями Хасмонеями.
Но геройство евреев в этом бою было напрасным. Сирийское войско всемеро превышало силы евреев, и жители Бет-Цура тоже не могли долго сопротивляться. Они защищали свой город с большим мужеством, применяя тактические приемы, но тот год был ”субботним” (когда евреи не сеют и не жнут), в городе собралось много окрестных жителей, и, когда запасы хлеба в городе иссякли, еврейской армии пришлось сдаться. Кроме того, в Бет-Цуре оказался предатель из евреев по имени Родокус (или Цадок?), который выдавал сирийцам военные секреты. Город пал, и Лисий поставил в нем гарнизон. Армия Иехуды была вынуждена отступить к Иерусалиму, и вскоре войско Лисия расположилось перед воротами города и осадило гору Сион. Осажденные и тут были обречены на голод из-за "субботнего” года (лето 163).
Спасение пришло неожиданно: Лисий, услышав, что Филипп наступает и посягает на его власть, решил снять осаду и поспешил в Антиохию. Он предложил Иехуде мир и согласился на то, что требовали хасидеи и Хасмонеи с начала религиозных гонений: свободу вероисповедания и полную внутреннюю автономию. Менелая же, который был зачинщиком всех конфликтов, он казнил тяжелой смертью: его удушили в пепле. Правда, Лисий разрушил стены и крепости на горе Сион. (Согласно I книге Хасмонеев 6:62, это было сделано вопреки его обещанию.) Так Лисий одержал военную и политическую победу над евреями, но духовная победа была на стороне Иехуды и его единомышленников. Они достигли желанной цели — быть свободными в своей стране во всех делах внутреннего управления, беспрепятственно служить Богу и соблюдать законы религии. Это важное событие относится к 163 году до н. э.
Теперь война перестала быть войной за свободу религии и культуры. Ни один сирийский царь после Антиоха Эпифана больше не пытался эллинизировать евреев и заставить их отступиться от своей веры. Поэтому теперь изменилась цель войны Хасмонеев: она превратилась в войну за полное освобождение и вылилась в борьбу за власть между национально-политической партией и ассимиляторами, которые одобряли некоторое подчинение сирийцам. Неудивительно поэтому, что среди воинов из лагеря Хасмонеев, и как раз из наиболее фанатичных поборников религиозной независимости, было много таких, которые считали войну уже законченной после больших уступок Лисия. К их числу относятся хасидеи и ”писцы” (сведущие в Священном писании и комментариях). Они считали, что снова созданы условия для спокойного внутреннего развития в Иудее, как это было до нечестивого Антиоха — при персах, Птолемеях и первых*Селевкидах. Лишь приверженцы национально-политического движения, и в особенности семейство Хасмонеев и большая часть армии, следовавшей за ним, понимали, что культурная автономия без полной политической свободы эфемерна и что политическая ситуация уже совсем не та, какой она была в ”доброе старое время”, и теперь уже не сможет маленькая Иудея не быть втянутой в бурное течение политических событий, сотрясающих всю переднюю Азию.
Вскоре выяснилось, что правы были сторонники национально-политического, а не национально-религиозного направления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий