среда, 15 мая 2019 г.

ИЕХУДА МАККАВЕЙ (166—161 до н. э.) Клаузнер Йосеф Гедалия гл I

ИЕХУДА МАККАВЕЙ (166—161 до н. э.) Клаузнер Йосеф Гедалия

 гл I

Около 340 лет (537—198 до н. э.) тянулись ”серые дни” маленькой Иудеи, которая позволила чужим народам захватить значительную часть земель предков. 
За это продолжительное время произошли лишь незначительные политические события. 
Но это был период интенсивного внутреннего развития — религиозного, культурного, а также экономического. 
Небольшая Иудея не имела почти никакого политического значения: 
более двухсот лет (537—332) она была под пятой Персии,
  розовым цветом - Иудея
а потом к его наследникам — Лаумидану Laomedon( He was one of Alexander the Great's generals(322—301)
Alexander the Great conquered(покорил) the region in the late 330s; however, after his death, control of the region changed hands several times during the Diadochi wars between the rulers Laomedon of Mytilene, Ptolemy I and Antigonus I. 

 и царям Птолемеям (301—198). 
Свыше ста лет правили Птолемеи Иудеей, смирившейся и покорной. Кроме самой Палестины, Птолемеи управляли главным образом Египтом — страной богатой и древней культуры.
 Такую страну трудно было эллинизировать.
Птолемеи приняли восточный, ”египетский” характер в большей мере, чем египтяне — западный, эллинский. Поэтому Птолемеи не трогали и еврейской религии, с которой была связана вся культура народа.
Птолемей I Сотер  324— 283 гг. до Р.X Птолемей отрядил своего полководца Никанора, который в короткий срок завоевал Сирию и Финикию, а тамошнего сатрапа Лаомедонта взял в плен (Диодор: 18; 25, 36). Согласно Флавию, как раз в это время Птолемей хитростью захватил Иерусалим. Разузнав об обычаях евреев, он вступил в Иерусалим в субботу, под предлогом принесения жертвы, и легко овладел городом. Многих иудеев он переселил в Египет. Впрочем, убедившись, что они твердо хранят клятву, Птолемей стал принимать в свою армию евреев наравне с македонцами (Флавий: 12; 1)Птолемей I Лаги (304–283 гг.) обращался справедливо с покоренными им народами, и в том числе с евреями. Уведенных им раньше из Иудеи пленных он поселил в своей столице Александрии и предоставил им все гражданские права, наравне с греками. Способнейших еврейских воинов он назначал начальниками армии и вверял им охрану крепостей.  

Птолемей II Филадельф  (308-246 гг. до н.э.)Иосиф Флавий добавляет, что Птолемей основал в Александрии замечательную библиотеку, стараясь собрать в ней и перевести на греческий язык все книги, существовавшие на свете. Число книг в этом уникальном хранилище достигало будто бы полумиллиона экземпляров. Среди прочих на греческий язык была переведена и еврейская библия. Заинтересовавшись судьбой еврейского народа, Птолемей повелел освободить 100 000 пленных, выведенных его отцом из Иудеи 
Птолемей III Эвергет (247—221)  При нем Иудее угрожала большая опасность. в стране завелись греческие порядки, евреи из богатых классов стали подражать образу жизни греков, предавались роскоши и праздности и все более утрачивали скромные еврейские нравы.

Птолемей IV Филопатор   (221—204)Враждебное отношение к евреям впервые проявилось при царе Птолемее IV филопаторе (221–205 гг.). При нем сирийцы снова попытались завоевать Иудею. 
Птолемей V Эпифан (204—181)


Но в 198 году Антиох III завоевал Палестину, и Иудея перешла от Птолемеев к Селевкидам. 
Этот царский дом правил Вавилонией, Персией и Мидией,Финикией, Сирией и Месопотамией — странами, которые не отличались тогда высокой культурой и где особенно силен был религиозный синкретизм.
 Они не были объединены политически; их связывала лишь власть Селевкидов. 
Поэтому Селевкиды стремились их объединить, привив им общую греческую культуру — всемирную культуру той эпохи.
 Селевкиды не встречали серьезного сопротивления со стороны подвластных им народов, религии и культуры которых уже пришли в упадок. 
В царстве Селевкидов была лишь одна нация, религия и культура которой не утратили своих особых черт, — еврейская.
Правда, и здесь образовались бреши. 
Иосеф бен Товия и его сыновья (Бней Товия) сделались сборщиками податей в Палестине и в прибрежной Сирии; таким образом и сюда проникли роскошь, излишества и обычаи Эллады. 
Появилась тенденция к эллинизации образа жизни. 
Семья Товии — сторонники Селевкидов, и они стремятся повсюду привить греческую культуру. 
Только Хурканос (Гиркан) бен Товия и первосвященник Хонио III стоят на стороне Птолемеев, не посягающих на религию и национальную культуру.
 Так произошел в Иудее раскол в богатой и правящей верхушке государства; народ же, верный традициям, сторонится эллинизаторов. 
Была также группа ”община хасидеев” (благочестивых) — партия ортодоксов, возникшая еще во времена Эзры и считавшая сознательно или несознательно эллинизирующихся преступниками”, ”грешниками”, Отступившими от Божьего закона”. 
Столкновение между партиями было неизбежно. 
Ускоряет его Антиох IV Эпифан (175—164) — человек со странностями, доходящими до сумасбродства (”эпиман”), фанатичный эллинист, отрицательно относящийся ко всяким религиям Востока.
 Он был по душе эллинизаторам: поклонник эллинистической культуры и сторонник нововведений, поспешный в своих решениях и легкомысленный в поступках. 
Первосвященники Иехошуа Ясон, а затем Менелай связывали тяготение к обновлению в религиозно-культурной области со стремлением улучшить экономическое положение: Иерусалим должен превратиться в греческий ”полис”, обладающий различными экономическими и политическими привилегиями. 
Именно это означали слова ”записать иерусалимцев в качестве антиохийцев”. 
Кроме того, надлежало основать в Иерусалиме ”гимнасиум” и ”эфевий” (зал для молодежи), чтобы эллинизировать евреев хотя бы внешне; внутренняя эллинизация совершится сама собой. 
Была и политическая цель: Хонио и Гиркан склонялись на сторону Птолемеев за их умеренность в насаждении греческой культуры; Ясон и Менелай обещали хранить верность селевкидскому царю.
Так переплелись религиозно-культурные и политико-экономические интересы эллинизаторов и их противников. Да и классовая борьба играла здесь значительную роль: народные массы были в большинстве против эллинизаторов, среди которых богачи, сборщики податей, первосвященники, их приближенные и крупные землевладельцы составляли подавляющее большинство. Конечно, и среди ”общины хасидеев” были богатые люди, священники и землевладельцы, но тут они были в меньшинстве.
Религиозно-национальное восстание на экономической и социальной почве было неминуемо.
Поднял восстание рядовой старик священник Маттитьяху бен Иоханан Хасмоней из маленького захолустного городка Модиин в Иудейских горах к востоку от Лода (Лидды) .
Он был не богачом, видным священником или аристократом, а человеком из народа.
Он лишь поднял знамя бунта и совершил важное дело — в оборонительных целях разрешил воевать и в субботу: ”оскверни одну субботу для того, чтобы смог соблюсти много суббот”.
Маттитьяху успел сделать не много: он был стар и вскоре скончался. Но ему принадлежит заслуга почина.
 Продолжение было долгом его сыновей. Они действительно продолжили и довели дело до конца.
И первым, наиболее успешным среди тех, кто положил начало полному освобождению нации, был его третий (согласно I, II, III книгам Хасмонеев) или старший (согласно Иосифу Флавию) сын — Иехуда по прозванию Маккавей.
Смысл этого прозвища нам трудно найти, как и смысл прозвищ его братьев (Иоханан Гади, Шимон Тарси, Элиэзер Авран и Иоханан Апфос).
 Маттитьяху назначил Иехуду Маккавея главнокомандующим в Освободительной войне и приказал остальным своим сыновьям повиноваться ему, как отцу.
За образец велел он взять библейского Пинхаса, пресловутого ревнителя чистоты веры и нации.
Сыновья остались верными завету отца до последнего вздоха и довели Освободительную войну до успешного завершения.
Самая большая заслуга в этом принадлежит Иехуде Маккавею.



Комментариев нет:

Отправить комментарий