пятница, 3 мая 2019 г.

И.Е. Верцман. «Гамлет Шекспира». 1964

ВЕРЦМАН Израиль Ефимович (р. 1906, Могилев-Подольский Подольской губ.), литературовед, эстетик. 
В 1930 окончил ВХУТЕМАС.
 Участник войны 1941—45. 
Канд. филол. наук (1940). 
Преподавал историю заруб. лит-ры и эстетику в Ленингр. военно-морской академии (1945–47), во ВГИКе (1947–52), в Алма-Атинском пед. ин-те (1952—54). В 1954–70 науч. ред. в изд-ве «Сов. энциклопедия». Печатается с 1930.
 Автор ст. и монографий об идеологии и реализме Просвещения (Л.Стерн, Ж.Ж.Руссо), сыгравших заметную роль в оформлении концепции Просвещения в сов. лит-ведении,
 работ о драматургии и эстетике У.Шекспира,
 об эстетич. взглядах Д.Дидро, И.В.Гете и др.
 Автор кн.: «Рембрандт» (М., 1936), «Жан Жак Руссо» (М., 1958, 2-е изд., 1976), «Проблемы худ. познания» (М., 1967) и др.
И.Е. Верцман. «Гамлет Шекспира».1964


Содержание

Источник: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-shekspira.html

Рискуя навлечь на себя неприязнь театральных деятелей, мы утверждаем, что домашнее, наедине с самим собой, усвоение этой драмы имеет немалое преимущество перед созерцанием ее в театре, где внимание бывает захвачено актерской и режиссерской интерпретацией, где стремительный поток действия не дает возможности сосредоточиться на отдельной детали, вернуться и снова продумать то или иное выражение, оттенок мысли, строение фразы.
Итак, Гамлет принадлежит той фазе эпохи Возрождения, когда природу и жизнь превозносили философы, воспевали поэты, влюбленно изображали художники. Созданный Шекспиром в период деятельности Бэкона, Гамлет строем своих мыслей близок к Мору — возвышенным представлением о назначении человека, жаждой чистоты и благородства в человеческих отношениях. Подобно великому утописту, Гамлет во всех интересах и делах людей ищет разумности, справедливости, красоты.

Источник: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-shekspira3.html



Имевший обыкновение отмечать в табличках, заменявших тогда грамотеям блокнот, любое психологическое наблюдение, Гамлет при виде своего источающего ласковость дяди сразу подводит итог:
Мои таблички, надо записать,
Что можно жить с улыбкой, и с улыбкой
Быть подлецом. (I, 5)
Источник: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-shekspira4.html
Вообще не отличаясь наивностью, Гамлет, к нашему изумлению, поверил слухам, будто талантливое сценическое исполнение драмы на тему преступления обладает волшебной силой — не только взволновать зрителя, за которым какая-то вина, но и принудить его к раскаянью. Несомненно, Гамлет усвоил тут народное отношение к театру, в то время заменявшему массам университеты. И вот Гамлет затевает изощренный морально-психологический эксперимент — устроить Клавдию «мышеловку» в виде спектакля «Убийство Гонзаго».Своим экспериментом Гамлет, не зная того, заглядывает в будущее, предвосхищая «эзопов язык» тех писателей, которым в определенных общественных условиях трудно будет называть вещи своими именами. Что искусство часто бывает в положении не столько правдивого зеркала и авторитетного судьи, сколько трусливого и льстивого раба, узнаем мы из 66 сонета, наиболее созвучного трагедии «Гамлет».

 Источник: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-shekspira4.html

Источник: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-shekspira4.html

сюжет «Гамлета» не имеет ничего общего с английской действительностью. Герой этой драмы принадлежит старинной саге, изложенной в сочинении «История датчан» исландским летописцем Саксоном Грамматиком, жившим в XII веке. Вот что передает нам эта древняя сага. Феодал Хорвендил имел жену Геруту и сына Амлета. Брат Хорвендила — Фенго, с которым он делил власть над Ютландией, завидовал его храбрости и славе. Однажды Фенго на глазах придворных — запомним это: не тайно, а на глазах придворных — убил Хорвендила и, сделавшись единственным правителем страны, женился на Геруте. Притворившись сумасшедшим и таким способом «обманув самых мудрых, хитрых и лукавых людей», Амлет отомстил своему дяде. Еще до этого он был сослан в Англию за убийство одного из придворных и там женился на принцессе. Впоследствии Амлет был убит на поле брани другим своим дядей — королем Дании Виглетом. В общем — примитивная история мести, измен, честолюбий.
Вольное переложение саги датского летописца Шекспир мог найти в сборнике новелл Франсуа Бельфоре «Трагические истории», изданном во Франции в 1576 году. На английский язык эта «история» была переведена лишь в начале XVII века, когда в театрах давно уже ставилась пьеса под названием «Гамлет», хотя вполне возможно, что какой-то текст перевода был известен и раньше. В самом сюжете Шекспир часто ближе к Саксону Грамматику, чем к Бельфоре.
Источник: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-shekspira2.html



. Вот каким вспоминает прежнего Гамлета Офелия: «Взор вельможи, меч солдата, язык ученого»; говоря иначе: чекан изящества и мужественности, высокой образованности. Источник: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-shekspira2.html

Сомнений быть не может, Гамлет — пламенный выразитель тех новых взглядов, которые принесла с собой эпоха Возрождения, когда передовые умы стремились восстановить не только утраченное за тысячелетие средневековья понимание древнего искусства и поэзии, а также взглядов греков и римлян на политическую жизнь, но и доверие человека к собственным силам без упований на милости и помощь неба. Еще точнее и короче: Гамлет — гуманист не потому, что понаторел в украшениях своей речи классическими цитатами из древних авторов или мифологическими фигурами, не потому, что он профессиональный эрудит, а в том единственно правильном смысле, что все человеческое он ставит выше не только звериного, но и божественного. Гуманизм Гамлета — никем не оплачиваемая и уже неотъемлемая культура мысли и чувства, отчасти результат новой системы обучения, в основном же плод самостоятельно продуманного жизненного опыта, на почве времени, перевернувшего все средневековые ценности.Источник: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-shekspira3.html 

Итак, Гамлет принадлежит той фазе эпохи Возрождения, когда природу и жизнь превозносили философы, воспевали поэты, влюбленно изображали художники. Созданный Шекспиром в период деятельности Бэкона, Гамлет строем своих мыслей близок к Мору — возвышенным представлением о назначении человека, жаждой чистоты и благородства в человеческих отношениях. Подобно великому утописту, Гамлет во всех интересах и делах людей ищет разумности, справедливости, красоты.Источник: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-shekspira3.html 

Трагедия «Гамлет» ничего общего с исторической драмой не имеет, это философско-этическая драмаИсточник: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-shekspira5.html 

Это уже совсем по-современному — убийство нежелательного лица, якобы в интересах государства. Саксон Грамматик и Бельфоре описывали варварскую мораль феодальных времен эры Меровингов, даже в коварстве примитивную, у Шекспира изображена в действии изощренная демагогическая мораль в духе Медичи и Тюдоров, оснащенная лукавой дипломатией. Клавдий открывает свои карты: надо, во что бы то ни стало надо убрать Гамлета, но при этом не пачкать собственных рук кровью жертвы. Источник: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-shekspira5.html 

Всмотритесь пристальней в Гамлета. Задумываясь о смысле человеческого существования, он произносит самый волнующий и глубокий из своих монологов, первые слова которого давно уже стали крылатым выражением: «Быть или не быть — таков вопрос» (III, 1). Этот монолог содержит, собственно, целый клубок вопросов, и лишь один из них — стоит ли жить и мучиться, если, погрузившись в вечный сон, можно навсегда покончить «с тоской и тысячью природных мук».Источник: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-shekspira6.html

В монологе «Быть или не быть» указан еще другой выход, противоположный созерцательно-стоическому: «Иль, ополчась на море смут, сразить их противоборством?» Вот выход в самом деле героичный.Источник: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-shekspira6.html

Если Белинский назвал энциклопедией русской национальной жизни XIX столетия роман «Евгений Онегин», то «Гамлет» не только энциклопедия английской национальной жизни своего века — по уровню и сложности идей, глубокой символике и грандиозной масштабности образов эта драма отражает целую эпоху в истории человечества. Источник: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-shekspira7.html



Гамлет — герой интеллекта и совестиИсточник: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-shekspira7.html




при всех своих разочарованиях, Гамлет в глубине души любит людей, и к роду человеческому он относится не по принципу: «Что мне Гекуба, и что я ей». 
Вот где гуманистический оптимизм великой трагедии, вызывающей в нас подъем духа. Источник: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-shekspira7.html



Гейне как-то сказал: «Сердце поэта — средоточие мира», и если мир «надорван по самой середине», то лишь прозаичный и эгоистичный человек может хвастать тем, что его сердце осталось целым.
 «Через мое сердце, — завершает эту замечательную мысль Гейне, — прошла великая, трещина мира». Источник: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-shekspira7.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий