гл III
Полтора года (с зимы 165 г. до лета 163 г.) были для Иехуды и его партии периодом спокойствия. Сирийцы были заняты вербовкой новых наемных рекрутов и не тревожили восставших. Иехуда использовал это время для укрепления Храмовой горы, чтобы язычникам было нелегко прорваться к Храму. Храмовая гора, укрепленная стенами, башнями и постоянным еврейским гарнизоном, служила преградой для сирийцев и эллинизаторов, засевших в Акре. Там же находился греческий гарнизон. Затем Иехуда стал заботиться о предотвращении вторжения в сам Иерусалим. С этой целью он укрепил город Бет-Цур, через который Лисий уже раз пытался напасть на Иерусалим. Теперь город был в некоторой степени защищен от вражеских нападений с юга, где находились идумеи, исконные враги евреев. Одновременно Иехуда занимался организацией армии. Он назначил командиров на всех уровнях, заботился о восстановлении разрушенного сельского хозяйства и делил земли убитых и бежавших изменников между людьми, верными завету. Пострадавшие жалуются сирийским властям: ”Наши имения подвергаются грабежу”. Иехуда также установил постоянное дежурство в Храме верных хасидейскому иудаизму священников.
Но вскоре он был вовлечен в новые войны. Отчасти — в силу обстоятельств, но больше — по своей воле.
В то время Эрец-Исраэль как государство еще не существовало. Была узкая, небольшая полоса земли, называемая Иудеей. Площадь ее — пять миль с севера на юг, пять с половиной миль с запада на восток. Остальное было под чужой властью. Большая часть бывшей земли колена Эфраима была в руках самаритян; Галилея была в основном Областью чужеземцев” (глил ха-гойим) ; такими же были Гилеад, земля аммонитян и другие районы. В таком виде застали страну репатрианты, возвратившиеся из Вавилонии во время Зрубавела и Иехошуа и во время Эзры и Нехемии. За триста лет, прошедших от Возвращения в Сион до дней Хасмонеев, политическое положение не переменилось к лучшему. Но за такой долгий период евреи не могли не проникнуть и в соседние с Иудеей страны. Общины, или ”собрания”, евреев были в Идумее, Аммоне, Гилеаде, Галилее и в других местах. Эти общины испытали немало притеснений со стороны язычников, живших на земле бывших еврейских царств Иудеи и Израиля и всегда боявшихся, что их соседи-евреи заявят о своих правах на эти земли. Их опасения особенно возросли, когда Иехуда и его национальная партия одолели армию сирийского царя. По этой причине, а также подстрекаемые ”власть имущими” чиновниками сирийско-греческого царя, местное население начало всячески угнетать своих соседей-евреев. Оно стремилось избавиться от потенциальных претендентов на землю. Евреи жаловались Иехуде Маккавею, в котором видели своего защитника. А для Иехуды это был повод расширить границы Иудеи. Будучи сведущими в Торе и писаниях Пророков, Иехуда и его единомышленники не могли не чувствовать неестественности положения, при котором из всей территории Страны Израиля, обещанной их предкам и бывшей под властью царей Давида и Соломона, осталась в руках евреев лишь крошечная Иудея. С тех пор и до конца династии Хасмонеев одно стремление руководило действиями этой великой национальной семьи: превратить Иудею в Страну Израиля. Лишь поняв это, мы поймем политические аспекты эпохи Хасмонеев.
Первым делом Иехуда пошел войной против идумеев, которые были на стороне Лисия в его войне с Иехудой и напали на евреев (видимо, не на живших среди них, а на войско Иехуды). Со времени вавилонского пленения идумеи распространили свои поселения и свою власть на всю южную Иудею, так что даже Хеврон был в их руках. Иудея не могла считать себя в безопасности, пока идумеи были так близко к Иерусалиму. Поэтому Иехуда Маккавей был вынужден воевать с ними. Он нанес им серьезное поражение около Маале-Акрабим и захватил большую добычу. Затем он отомстил маонитянам — западно-идумейскому племени к югу от Мертвого моря. (Это племя упомянуто во II книге Хроник, вместе с ”аравийцами”, и теперь еще сохранились следы его в названии города Маан в Заиорданье, к юго-западу от Петры.) Видимо, маонитяне были в союзе с идумеями или с Лисием. Кроме того, ”аравийцы” были тогда, как и идумеи, ”плохими соседями евреев” и во время вавилонского пленения захватили обширные районы еврейской земли. Возвращение этих районов являлось насущной государственной и национальной необходимостью. (Этих ”аравийцев” не следует смешивать с набатейскими арабами, которые как раз относились к евреям доброжелательно, т. к. издавна были врагами идумеев.) Автор I книги Хасмонеев говорит про них, что они ”были для народа сетью и претыканием, строя ему засады на дорогах”. Иехуда запер их в их же крепостях (”башнях”) и поджег их. Эта жестокость была местью за шпионство маонитян и убийства из засады.
Труднее было Иехуде отомстить аммонитянам, которые тоже помогали сирийским войскам в войне с евреями. Иехуда избегал генерального сражения с аммонитянами, у которых было сравнительно большое войско во главе с полководцем Тимофеем. Мелкими частыми стычками Иехуда подорвал силы противника. После завоевания Яазера и его окрестностей Иехуда вернулся в Иерусалим с удовлетворенным чувством мести и с большой добычей. Он внушил страх всем тем племенам, через земли которых сирийцы могли бы наступать на Иудею.
Но когда Иехуда Маккавей решил осесть в Иерусалиме и заняться организацией своих сил и упорядочением внутренних дел в стране, его встревожили прибывшие из заиорданского Гилеада и Галилеи курьеры с известием, что язычники нападают на местных евреев и хотят их истребить. Уже были убиты все евреи — тысяча человек — земли Тов в Заиорданье; язычники в Акко, Тире и Сидоне также объединились для истребления местных евреев. А в Яффе заманили евреев с женами и детьми на суда, стоявшие у берега, якобы предоставляя им возможность плыть куда угодно, а когда суда вышли в открытое море, то потопили все двести человек, находившихся на борту, с женщинами и детьми. Иехуда созывает ’Ъеликое собрание”, чтобы принять решение о новой и тяжелой войне. Он не может предпринять такой шаг без обсуждения с людьми ”Великого собрания”. По совету Иехуды, Собрание решило разделить войско на три части. Три тысячи человек под командованием его брата Шимона отправились в
Галилею; сам Иехуда и его брат Ионатан во главе 8 тысяч человек вышли в Гилеад; остальное войско осталось в Иерусалиме, и командующими над этой частью Иехуда назначил Иосефа бен Зхарию и Азарию.
Шимон разбил силы галилейских язычников и гнал их до ворот города Акко, а евреев Галилеи и Иорданской долины, которых, видимо, было очень мало, он забрал вместе с женами, детьми и скарбом и увел в Иудею. Но, скорее всего, он увел не всех, а находившихся в наибольшей опасности.
Иехуда же с Ионатаном перешли Иордан и там узнали от набатейцев, что гилеадские евреи осаждены в укрепленных городах Боцре, Бецере, Алмоне, Хешбоне, Македе и Карнаиме. Иехуда взял Бецер приступом, уничтожил все вражеское мужское население, взял добычу и сжег город. Около Рамат-Гилеада, теперешнего ас-Сальта, где евреи были осаждены, а войска Тимофея уже готовились взять их приступом, напал Иехуда на Тимофея и разбил его. Затем он сжег Рамат-Гилеад и все укрепленные города в Гилеаде и вторично разгромил Тимофея около Рафуна или Раббы. Когда же вражеские силы отступили в Карнаим, в котором был великолепный храм Астарты (или Атараты, как она называлась по-арамейски), и укрылись в нем, Иехуда атаковал Карнаим, взял храм и сжег со всеми находящимися там. Забыл Иехуда Маккавей, что само его появление было результатом нападения Антиоха на Иерусалимский храм. Это напоминает поведение марранов Испании и Португалии: преследуемые за их убеждения и веру на родине, они, обретя убежище в Амстердаме, стали там преследовать Уриэля Акосту и Баруха Спинозу за их верования и убеждения... Иехуду могло бы извинить только то, что не в пример ревнителю греческой культуры Антиоху, ворвавшемуся в Иерусалимский храм с целью искоренить еврейскую религию, он сжег храм в Карнаиме, видя в нем лишь крепость, где засели его враги. Он сделал это в пылу битвы, но не как ревнитель еврейской религии.
В Заиорданье евреи также были так малочисленны, чт
На этот раз счастливый случай выручил Петрония: по
глубоко противоречивой натурой.
Приведем наиболее важные места:
1
Годы деятельности.
2
Совсем, как у нас (франц.) .
3
В рус. Библии нумерация глав кн. Псалмов несколько иная.
В Заиорданье евреи также были так малочисленны, что ”собрал Иехуда всех евреев, живших в Гилеаде, с женами, детьми и скарбом — очень большое ополчение — и отправился в Иудею”. Если их можно было так легко ”собрать”, то эта группа не могла быть ”большим ополчением”; но, очевидно, и тут есть некоторое преувеличение, и не все евреи Заиорданья были отправлены в Иудею.
Иехуда со своим войском и группой возвращающихся в Иудею должны были пройти около города Эфрона, но местное население преградило ему путь. Иехуда, не желая зря проливать кровь, отправил посланцев с просьбой разрешить им пройти, как, по рассказу Торы, поступил Моисей по дороге в Обетованную Землю. Жители города отказали, и Иехуда был вынужден действовать силой. Он завоевал город, истребил все мужское население и разрушил город до основания. Грекам, жителям Бет-Шеана(Скифополиса), не причинил Иехуда никакого вреда, т. к. они примирились с евреями. Это доказывает, что Иехуда не стремился к кровопролитию, и его жестокие действия диктовались необходимостью.
С трубными звуками и пением вернулось войско Иехуды вместе с галилейскими и гилеадскими евреями в Иерусалим. Велика была радость народа. Возможно, что тогда-то и был сочинен псалом 118 (в рус. Библии — 117):
Из тесноты воззвал я к Господу,
И услышал меня и на просторное место Вывел меня Господь...
Все народы осадили меня,
Но именем Господним Я низверг их!
Обступили меня, окружили меня,
Но именем Господним Я низверг их!
Окружили меня, как пчелы,
И угасли, как огонь в терне —
Именем Господним я низверг их!
Но была и неудача. Иосеф бен Зхария и Азария, назначенные командовать оставшимся в Иерусалиме войском, выступили походом против чужеземцев Явне (Ямнии), тоже притеснявших своих еврейских соседей, хотя Иехуда и запретил им начинать наступательную войну. (По-видимому, автор книги Хасмонеев сообщает это, чтобы оправдать их поражение.) Лисий, который после разгрома у Эммауса бежал в землю филистимлян, где находился город Явне, выступил против них, и они потерпели поражение. У них не было военного опыта Хасмонеев, или, как выражается I книга Хасмонеев: ”Они не были от семени тех мужей, руке которых предоставлено спасение Израиля”.
Чтобы отомстить филистимлянам и ослабить Лисия, пришлось Иехуде вторично воевать с идумеями. Он пытался проникнуть в страну филистимлян с юга. Заняв Хеврон, захваченный в свое время идумеями, Иехуда разрушил его крепость и сжег башни города. Когда Иехуда узнал, что некоторые из его полководцев были подкуплены и за взятку в 70 тысяч драхм помогли многим идумеям бежать, он присудил их к смерти военным судом. Затем он прошел через Марешу, чтобы добраться до филистимлян, помогавших Лисию и притеснявших евреев. Ночью он атаковал порты Яффу и Явне, где было убито много евреев, и, чтобы отомстить за кровь своих братьев, сжег эти порты. Когда же он захватил Ашдод, он разрушил местные жертвенники и спалил идолов. Тут мы опять видим, что он как будто забывает все, что ему пришлось претерпеть за веру, и поступает вопреки более позднему правилу иудаизма: ”Не делай другому то, что ненавистно тебе”...
В этих войнах Иехуда не только защищал своих братьев-евреев и их религию. Он пытался расширить границы Иудеи, или, как уже было сказано, превратить Иудею в Эрец-Исраэль. Поэтому его войны следует называть ”войнами за расширение”. Конечно, подчинить окончательно Галилею и Гилеад или Идумею и Аммон, поставив в них гарнизоны, он не был в состоянии: для этого ему не хватало военной силы. Однако его войны были не только оборонительными — в этом я почти не сомневаюсь.
Нам неизвестно, как долго продолжались войны Иехуды - полтора ли года (с зимы 165 г. до лета 163 г. до н. э.) или меньше. Быть может, в промежутках, т. е. между первой войной с Идумеей, маонитянами и аммонитянами и войной в Галилее и Гилеаде, и между этими двумя войнами и второй войной с Идумеей — или после всех трех войн, установился на некоторое время мир в стране. Это время использовал Иехуда, хасидеи и ”писцы” (софрим) — его сподвижники и поборники в деле борьбы за религию — на собирание частей Священного писания. Автор II книги Хасмонеев рассказывает: ”Иехуда также собрал (как в свое время Нехемия), все книги, которые были утеряны во время бывшей у нас войны, и теперь они находятся у нас”. Если верно это предание, вошедшее в книгу, в которой наряду с достоверными историческими сведениями есть и легенды (I книга Хасмонеев об этом ничего не говорит) , то здесь речь идет о завершении канона Пророков, тогда как во времена Эзры и Нехемии был завершен канон Торы (Пятикнижие и книга Иехошуа бин-Нуна) . Если это действительно произошло при Иехуде Маккавее, то только в указанный период (в 164 г. до н. э.), когда евреи не боялись нападения сирийцев на Иерусалим, так как другое время, до Обновления Храма или после войн за расширение и до гибели Иехуды в бою, было совсем неподходящим для подобных духовных занятий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий