среда, 15 мая 2019 г.

ИЕХУДА МАККАВЕЙ (166—161 до н. э.) Клаузнер Йосеф Гедалия гл III

ИЕХУДА МАККАВЕЙ (166—161 до н. э.) Клаузнер Йосеф Гедалия
 гл III

Полтора года (с зимы 165 г. до лета 163 г.) были для Иехуды и его партии периодом спокойствия. Сирийцы были заняты вербовкой новых наемных рекрутов и не тревожили восставших. Иехуда использовал это время для укрепления Храмовой горы, чтобы язычникам было нелегко прорваться к Храму. Храмовая гора, укрепленная стенами, башнями и постоянным еврейским гарнизоном, служила преградой для сирийцев и эллинизаторов, засевших в Акре. Там же находился греческий гарнизон. Затем Иехуда стал заботиться о предотвращении вторжения в сам Иерусалим. С этой целью он укрепил город Бет-Цур, через который Лисий уже раз пытался напасть на Иерусалим. Теперь город был в некоторой степени защищен от вражеских нападений с юга, где находились идумеи, исконные враги евреев. Одновременно Иехуда занимался организацией армии. Он назначил командиров на всех уровнях, заботился о восстановлении разрушенного сельского хозяйства и делил земли убитых и бежавших изменников между людьми, верными завету. Пострадавшие жалуются сирийским властям: ”Наши имения подвергаются грабежу”. Иехуда также установил постоянное дежурство в Храме верных хасидейскому иудаизму священников.
Но вскоре он был вовлечен в новые войны. Отчасти — в силу обстоятельств, но больше — по своей воле.
В то время Эрец-Исраэль как государство еще не существовало. Была узкая, небольшая полоса земли, называемая Иудеей. Площадь ее — пять миль с севера на юг, пять с половиной миль с запада на восток. Остальное было под чужой властью. Большая часть бывшей земли колена Эфраима была в руках самаритян; Галилея была в основном Областью чужеземцев” (глил ха-гойим) ; такими же были Гилеад, земля аммонитян и другие районы. В таком виде застали страну репатрианты, возвратившиеся из Вавилонии во время Зрубавела и Иехошуа и во время Эзры и Нехемии. За триста лет, прошедших от Возвращения в Сион до дней Хасмонеев, политическое положение не переменилось к лучшему. Но за такой долгий период евреи не могли не проникнуть и в соседние с Иудеей страны. Общины, или ”собрания”, евреев были в Идумее, Аммоне, Гилеаде, Галилее и в других местах. Эти общины испытали немало притеснений со стороны язычников, живших на земле бывших еврейских царств Иудеи и Израиля и всегда боявшихся, что их соседи-евреи заявят о своих правах на эти земли. Их опасения особенно возросли, когда Иехуда и его национальная партия одолели армию сирийского царя. По этой причине, а также подстрекаемые ”власть имущими” чиновниками сирийско-греческого царя, местное население начало всячески угнетать своих соседей-евреев. Оно стремилось избавиться от потенциальных претендентов на землю. Евреи жаловались Иехуде Маккавею, в котором видели своего защитника. А для Иехуды это был повод расширить границы Иудеи. Будучи сведущими в Торе и писаниях Пророков, Иехуда и его единомышленники не могли не чувствовать неестественности положения, при котором из всей территории Страны Израиля, обещанной их предкам и бывшей под властью царей Давида и Соломона, осталась в руках евреев лишь крошечная Иудея. С тех пор и до конца династии Хасмонеев одно стремление руководило действиями этой великой национальной семьи: превратить Иудею в Страну Израиля. Лишь поняв это, мы поймем политические аспекты эпохи Хасмонеев.
Первым делом Иехуда пошел войной против идумеев, которые были на стороне Лисия в его войне с Иехудой и напали на евреев (видимо, не на живших среди них, а на войско Иехуды). Со времени вавилонского пленения идумеи распространили свои поселения и свою власть на всю южную Иудею, так что даже Хеврон был в их руках. Иудея не могла считать себя в безопасности, пока идумеи были так близко к Иерусалиму. Поэтому Иехуда Маккавей был вынужден воевать с ними. Он нанес им серьезное поражение около Маале-Акрабим и захватил большую добычу. Затем он отомстил маонитянам — западно-идумейскому племени к югу от Мертвого моря. (Это племя упомянуто во II книге Хроник, вместе с ”аравийцами”, и теперь еще сохранились следы его в названии города Маан в Заиорданье, к юго-западу от Петры.) Видимо, маонитяне были в союзе с идумеями или с Лисием. Кроме того, ”аравийцы” были тогда, как и идумеи, ”плохими соседями евреев” и во время вавилонского пленения захватили обширные районы еврейской земли. Возвращение этих районов являлось насущной государственной и национальной необходимостью. (Этих ”аравийцев” не следует смешивать с набатейскими арабами, которые как раз относились к евреям доброжелательно, т. к. издавна были врагами идумеев.) Автор I книги Хасмонеев говорит про них, что они ”были для народа сетью и претыканием, строя ему засады на дорогах”. Иехуда запер их в их же крепостях (”башнях”) и поджег их. Эта жестокость была местью за шпионство маонитян и убийства из засады.
Труднее было Иехуде отомстить аммонитянам, которые тоже помогали сирийским войскам в войне с евреями. Иехуда избегал генерального сражения с аммонитянами, у которых было сравнительно большое войско во главе с полководцем Тимофеем. Мелкими частыми стычками Иехуда подорвал силы противника. После завоевания Яазера и его окрестностей Иехуда вернулся в Иерусалим с удовлетворенным чувством мести и с большой добычей. Он внушил страх всем тем племенам, через земли которых сирийцы могли бы наступать на Иудею.
Но когда Иехуда Маккавей решил осесть в Иерусалиме и заняться организацией своих сил и упорядочением внутренних дел в стране, его встревожили прибывшие из заиорданского Гилеада и Галилеи курьеры с известием, что язычники нападают на местных евреев и хотят их истребить. Уже были убиты все евреи — тысяча человек — земли Тов в Заиорданье; язычники в Акко, Тире и Сидоне также объединились для истребления местных евреев. А в Яффе заманили евреев с женами и детьми на суда, стоявшие у берега, якобы предоставляя им возможность плыть куда угодно, а когда суда вышли в открытое море, то потопили все двести человек, находившихся на борту, с женщинами и детьми. Иехуда созывает ’Ъеликое собрание”, чтобы принять решение о новой и тяжелой войне. Он не может предпринять такой шаг без обсуждения с людьми ”Великого собрания”. По совету Иехуды, Собрание решило разделить войско на три части. Три тысячи человек под командованием его брата Шимона отправились в
Галилею; сам Иехуда и его брат Ионатан во главе 8 тысяч человек вышли в Гилеад; остальное войско осталось в Иерусалиме, и командующими над этой частью Иехуда назначил Иосефа бен Зхарию и Азарию.
Шимон разбил силы галилейских язычников и гнал их до ворот города Акко, а евреев Галилеи и Иорданской долины, которых, видимо, было очень мало, он забрал вместе с женами, детьми и скарбом и увел в Иудею. Но, скорее всего, он увел не всех, а находившихся в наибольшей опасности.
Иехуда же с Ионатаном перешли Иордан и там узнали от набатейцев, что гилеадские евреи осаждены в укрепленных городах Боцре, Бецере, Алмоне, Хешбоне, Македе и Карнаиме. Иехуда взял Бецер приступом, уничтожил все вражеское мужское население, взял добычу и сжег город. Около Рамат-Гилеада, теперешнего ас-Сальта, где евреи были осаждены, а войска Тимофея уже готовились взять их приступом, напал Иехуда на Тимофея и разбил его. Затем он сжег Рамат-Гилеад и все укрепленные города в Гилеаде и вторично разгромил Тимофея около Рафуна или Раббы. Когда же вражеские силы отступили в Карнаим, в котором был великолепный храм Астарты (или Атараты, как она называлась по-арамейски), и укрылись в нем, Иехуда атаковал Карнаим, взял храм и сжег со всеми находящимися там. Забыл Иехуда Маккавей, что само его появление было результатом нападения Антиоха на Иерусалимский храм. Это напоминает поведение марранов Испании и Португалии: преследуемые за их убеждения и веру на родине, они, обретя убежище в Амстердаме, стали там преследовать Уриэля Акосту и Баруха Спинозу за их верования и убеждения... Иехуду могло бы извинить только то, что не в пример ревнителю греческой культуры Антиоху, ворвавшемуся в Иерусалимский храм с целью искоренить еврейскую религию, он сжег храм в Карнаиме, видя в нем лишь крепость, где засели его враги. Он сделал это в пылу битвы, но не как ревнитель еврейской религии.
В Заиорданье евреи также были так малочисленны, чт
На этот раз счастливый случай выручил Петрония: по
глубоко противоречивой натурой.
Приведем наиболее важные места:
1
Годы деятельности.
2
Совсем, как у нас (франц.) .
3
В рус. Библии нумерация глав кн. Псалмов несколько иная.
В Заиорданье евреи также были так малочисленны, что ”собрал Иехуда всех евреев, живших в Гилеаде, с женами, детьми и скарбом — очень большое ополчение — и отправился в Иудею”. Если их можно было так легко ”собрать”, то эта группа не могла быть ”большим ополчением”; но, очевидно, и тут есть некоторое преувеличение, и не все евреи Заиорданья были отправлены в Иудею.
Иехуда со своим войском и группой возвращающихся в Иудею должны были пройти около города Эфрона, но местное население преградило ему путь. Иехуда, не желая зря проливать кровь, отправил посланцев с просьбой разрешить им пройти, как, по рассказу Торы, поступил Моисей по дороге в Обетованную Землю. Жители города отказали, и Иехуда был вынужден действовать силой. Он завоевал город, истребил все мужское население и разрушил город до основания. Грекам, жителям Бет-Шеана(Скифополиса), не причинил Иехуда никакого вреда, т. к. они примирились с евреями. Это доказывает, что Иехуда не стремился к кровопролитию, и его жестокие действия диктовались необходимостью.
С трубными звуками и пением вернулось войско Иехуды вместе с галилейскими и гилеадскими евреями в Иерусалим. Велика была радость народа. Возможно, что тогда-то и был сочинен псалом 118 (в рус. Библии — 117):
Из тесноты воззвал я к Господу,
И услышал меня и на просторное место Вывел меня Господь...
Все народы осадили меня,
Но именем Господним Я низверг их!
Обступили меня, окружили меня,
Но именем Господним Я низверг их!
Окружили меня, как пчелы,
И угасли, как огонь в терне —
Именем Господним я низверг их!
Но была и неудача. Иосеф бен Зхария и Азария, назначенные командовать оставшимся в Иерусалиме войском, выступили походом против чужеземцев Явне (Ямнии), тоже притеснявших своих еврейских соседей, хотя Иехуда и запретил им начинать наступательную войну. (По-видимому, автор книги Хасмонеев сообщает это, чтобы оправдать их поражение.) Лисий, который после разгрома у Эммауса бежал в землю филистимлян, где находился город Явне, выступил против них, и они потерпели поражение. У них не было военного опыта Хасмонеев, или, как выражается I книга Хасмонеев: ”Они не были от семени тех мужей, руке которых предоставлено спасение Израиля”.
Чтобы отомстить филистимлянам и ослабить Лисия, пришлось Иехуде вторично воевать с идумеями. Он пытался проникнуть в страну филистимлян с юга. Заняв Хеврон, захваченный в свое время идумеями, Иехуда разрушил его крепость и сжег башни города. Когда Иехуда узнал, что некоторые из его полководцев были подкуплены и за взятку в 70 тысяч драхм помогли многим идумеям бежать, он присудил их к смерти военным судом. Затем он прошел через Марешу, чтобы добраться до филистимлян, помогавших Лисию и притеснявших евреев. Ночью он атаковал порты Яффу и Явне, где было убито много евреев, и, чтобы отомстить за кровь своих братьев, сжег эти порты. Когда же он захватил Ашдод, он разрушил местные жертвенники и спалил идолов. Тут мы опять видим, что он как будто забывает все, что ему пришлось претерпеть за веру, и поступает вопреки более позднему правилу иудаизма: ”Не делай другому то, что ненавистно тебе”...
В этих войнах Иехуда не только защищал своих братьев-евреев и их религию. Он пытался расширить границы Иудеи, или, как уже было сказано, превратить Иудею в Эрец-Исраэль. Поэтому его войны следует называть ”войнами за расширение”. Конечно, подчинить окончательно Галилею и Гилеад или Идумею и Аммон, поставив в них гарнизоны, он не был в состоянии: для этого ему не хватало военной силы. Однако его войны были не только оборонительными — в этом я почти не сомневаюсь.
Нам неизвестно, как долго продолжались войны Иехуды - полтора ли года (с зимы 165 г. до лета 163 г. до н. э.) или меньше. Быть может, в промежутках, т. е. между первой войной с Идумеей, маонитянами и аммонитянами и войной в Галилее и Гилеаде, и между этими двумя войнами и второй войной с Идумеей — или после всех трех войн, установился на некоторое время мир в стране. Это время использовал Иехуда, хасидеи и ”писцы” (софрим) — его сподвижники и поборники в деле борьбы за религию — на собирание частей Священного писания. Автор II книги Хасмонеев рассказывает: ”Иехуда также собрал (как в свое время Нехемия), все книги, которые были утеряны во время бывшей у нас войны, и теперь они находятся у нас”. Если верно это предание, вошедшее в книгу, в которой наряду с достоверными историческими сведениями есть и легенды (I книга Хасмонеев об этом ничего не говорит) , то здесь речь идет о завершении канона Пророков, тогда как во времена Эзры и Нехемии был завершен канон Торы (Пятикнижие и книга Иехошуа бин-Нуна) . Если это действительно произошло при Иехуде Маккавее, то только в указанный период (в 164 г. до н. э.), когда евреи не боялись нападения сирийцев на Иерусалим, так как другое время, до Обновления Храма или после войн за расширение и до гибели Иехуды в бою, было совсем неподходящим для подобных духовных занятий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий