ГЛАВА ТРЕТЬЯ. 1. Новый директор консерватории — Антон Григорьевич Рубинштейн. в) Некоторые черты личности Рубинштейна и краткие биографические данные о немhttp://www.beethoven.ru/node/973
в) Некоторые черты личности Рубинштейна и краткие биографические данные о нем
Рубинштейн пользовался особой благосклонностью и почетом со стороны высших кругов тогдашнего русского общества. Неоднократно играл он при дворе.
Это, однако, не мешало ему и там проявлять свой независимый характер и высказывать открыто свое возмущение, когда великосветские слушатели позволяли себе разговаривать во время его игры. В таких случаях он резко обрывал свое исполнение и категорически отказывался играть дальше.
На уроках в консерватории он с большим юмором смеялся над дарованным ему чином действительного статского советника й как-то одной ученице на уроке сказал:
— Ну-ну! Старайтесь получше делать трель, а то вам не дадут генеральского чина!
— Ну-ну! Старайтесь получше делать трель, а то вам не дадут генеральского чина!
Необыкновенно щедрый и отзывчивый, Антон Григорьевич почти никогда не отказывал просителям в денежной помощи.
Подтверждением этому служит и огромное количество данных им с благотворительной целью концертов.
Я не имею возможности привести вам здесь полностью биографические данные о Рубинштейне из «Словаря» Римана, так как это заняло бы слишком много места. Привожу поэтому только краткие выдержки из этого «Словаря»:
А. Г. и Н. Г. Рубинштейн в детстве.
«Рубинштейн Антон Григорьевич — гениальный пианист, выдающийся композитор и деятель музыкального образования в России.
Родился 16 ноября 1829 г. в селе Выхватинцах, близ города Дубоссар, Балтского уезда, Подольской губернии, умер от паралича сердца 8 ноября 1894 г. в Старом Петергофе, близ Петербурга.
Отец его, еврей по происхождению, крестившийся, когда Антону был год, в 1835 г. переехал с семьей в Москву. Мать, урожденная Левенштейн, женщина образованная и энергичная, была хорошей музыкантшей и первой учительницей сына, которого» стала учить игре на фортепиано с шести с половиной лет. Восьми лет Рубинштейн сделался учеником Виллуана, у которого учился до тринадцати лет. Десяти лет впервые выступил в Москве в благотворительном концерте. В конце 1840 г. Виллуан повез его в Парижскую консерваторию; в консерваторию Рубинштейн не поступил, но с успехом играл в Париже, познакомился с Листом, который назвал его «своим преемником», с Шопеном, Вьетаном и др. По совету Листа, Рубинштейн отправился в Германию через Голландию, Англию, Швецию) и Норвегию. Во всех этих государствах, а затем и в Пруссии, Австрии и Саксонии, Рубинштейн с неменьшим успехом играл в концертах и при дворах.
То же повторилась и в Петербурге, куда Рубинштейн со своим учителем приехал в 1843 г. после двух с половиной лет пребывания за границей.
В 1844 г. мать переехала с ним и братом его Николаем в Берлин, чтобы дать им там общее образование и возможность серьезно заняться теорией музыки. Рубинштейн изучал теорию под руководством Дена, в то же время вместе с братом бывал часто у Мендельсона и Мейербера, оказавших на него не малое влияние.
В 1846 г. мать Рубинштейна после смерти мужа вернулась в Москву, сам же он переехал в Вену.
Здесь Рубинштейн жил впроголодь, пел в церквах, давал грошовые уроки музыки.
Позднее, благодаря помощи Листа, положение его в Вене улучшилось.
В 1849 г. Рубинштейн вернулся в Россию, причем сундук с рукописями его композиций, показавшийся в связи с революционными событиями подозрительным, был отобран таможенными чиновниками и погиб. Опера Рубинштейна «Дмитрий Донской» обратила на него внимание в. кн. Елены Павловны, при дворе которой Рубинштейн сделался близким человеком.
В 1862 г. он сделался директором Петербургской консерватории, им же основанной.
Оставив через четыре года консерваторию, Рубинштейн отдался концертной деятельности за границей.
Вместе с Венявским (знаменитым скрипачом и композитором) дал в Америке 215 концертов, за что получил от антрепренера 80 000 рублей.
Больше Рубинштейн никогда не решался на подобные путешествия. «Здесь уже нет места искусству», говорил он. «Это—фабричная работа».
По возвращении из Америки Рубинштейн усиленно предался композиции.
…В 1889 г. Россия необычайно торжественно праздновала 50-летие артистической деятельности Рубинштейна.
…Рубинштейн похоронен в Александро-Невской лавре».
Комментариев нет:
Отправить комментарий