III. КРАСОТА КАК ПРОПОРЦИЯ И ГАРМОНИЯ 5. Трактаты об искусстве
Все трактаты об изобразительном искусстве, от византийских текстов афонских монахов до Трактата Ченнино Ченнини (XV в.),
свидетельствуют о стремлении пластических искусств встать на тот же математический уровень, что и музыка.
В этом смысле нам кажется уместным рассмотреть такой документ, как Альбомили Книга о портретах(Livre de portraiture)
Виллар де Оннекур villard de honnecourt livre de portraiture
Альбом Оннекура — пергамент 14 × 22 сантиметра, но размеры страниц не всегда сходятся. Дошёл до нас неполным, в нём чуть больше шестидесяти листов. Предполагают, что альбом был значительно больше. Виллар де Оннекур знал грамоту, о чём свидетельствуют каллиграфические надписи в альбоме. Оригинал передан на хранение в Национальную библиотеку Франции. Исследователи считают, что Виллар де Оннекур начал создавать свой альбом образцов в период обучения и путешествий. Альбом стал и своеобразным дневником, и сборкой архитектурных образцов, которые тот хотел закрепить в собственной памяти, и образцами теоретических проектов и планов, и сборником рисунков готических скульптур, инженерных механизмов, которые использовали в строительстве. Альбом стал отражением того периода, когда идеи путешествовали вместе с мастерами и ещё считались общим достоянием. Их не прятали от коллег, как в эпоху Возрождения, когда в условиях острой конкуренции между мастерами на первый план выступило стремление скрыть от соперников уникальные решения и новые собственные идеи. Когда Виллар де Оннекур стал мастером, альбом зарисовок давал ему образцы, по которым он делал (или приказывал делать) скульптуры и архитектурные детали. После его смерти альбом служил для обучения последователей, альбомом образцов для них и даже учебником.
Ни один из сохранившихся листов архитектора XIII века ещё не имеет масштаба. Необходимость в нём возникает позже. А пока широко используют метод пропорций.
******************************8
Ченнино Ченнини (итал. Cennino Cennini; последняя треть XIV века — середина XV века) — итальянский художник, родом из Колле-ди-Вальдельса (близ Флоренции), автор книги «Трактат о живописи». Книга Ченнини в настоящее время — ценнейший источник сведений о технике живописи эпохи Возрождения.
По словам самого Ченнини, он — ученик Аньоло Гадди; не сохранилась ни одна из его живописных работ.
Книга «Трактат о живописи» (Die Cennino Cennini Trattato della pittura) впервые появилось в печати в 1821 году, в Риме, с примечаниями кав. Дж. Тамброни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий