пятница, 17 мая 2013 г.

Талмуд часто подчеркивает значение мелодического чтения библейских текстов

Шломо Розо́вский (11 мая 1878, Рига — июль 1962, Нью-Йорк) — израильский композитор.

http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0%AD%D0%91%D0%95/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D1%8F Из преподавателей Первой музыкальной школы – выходцев из России необходимо упомянуть два имени, которые теперь уже, к сожалению, почти забыты. Это пианист Арье Авилеа и композитор Соломон Розовский (1878–1962)[5]. Розовский преподавал полифонию для специальной группы из лучших студентов (в которой обычно было не больше 8–9 человек), основываясь, как он всегда подчеркивал, на системе Танеева[6]. По воспоминаниям Я.Шило, С.Розовский неоднократно с волнением рассказывал, как в годы Второй мировой войны впервые в Израиле услышал исполнение музыки Шостаковича, и впечатление было настолько сильным, что он не спал всю ночь. Любопытный факт из профессиональной биографии Розовского – наряду с академическими занятиями полифонией, он усиленно интересовался Таамей а-Микра[7], «перевел» их на нотную запись и преподавал в качестве отдельного предметa
*************************************************************

Родился в семье кантора Боруха Лейба Розовского и Хаси Росонской. Шломо Розовский в 1909 году закончил Петербургскую консерваторию по классу А.Лядова. На год раньше основал петербургское «Еврейское музыкальное общество», получив разрешение губернатора Санкт-Петербурга. В апреле 1918 в Петрограде создается Еврейский камерный театр-студия (Еврейский театр-студия и школа Сценического искусства на набережной р. Фонтанка), где Соломон (Шломо) Розовский пишет музыку к спектаклям. После переезда Камерного театра в Москву, где объединившись с московской еврейской театральной студией стал известным театром ГОСЕТ, Розовский уехал в Ригу, где стал директором еврейской Консерватории. С 1925 г. — в Эрец-Исраэль, писал музыку для спектаклей театра «Габима».

***************************************************
Соломон Розовский - композитор, педагог, музыковед. Родился 19 февраля 1878 в Риге  (Лифляндская губерния Российской империи; ныне Латвия). Отец, Барух-Лейб Розовский - кантор  и синагогальный композитор.
Учился в хедере и городской гимназии. В 1902 окончил юридический факультет Киевского  университета и вплоть до 1910 работал адвокатом в Риге и Петербурге. Учился музыке в  консерваториях Лейпцига и Петербурга. В последней по классу инструментовки (проф. Николай  Андреевич Римский-Корсаков и Анатолий Константинович Лядов) и композиции (проф. Язепс  Витоль и Александр Константинович Глазунов). В 1911-1917 был музыкальным редактором  петербургской газеты «День».
4 марта 1908 совместно с пианистом Львом Александровичем Несвижским и оперным артистом  Иосифом Семеновичем Томарсом основал в Петербурге «Общество еврейской народной музыки» и  вплоть до учредительного собрания 30 ноября 1908 входил в состав временного правления. В  теченее 11 лет был членом музыкального комитета Общества. В 1919 руководил в Петрограде музыкальной частью Еврейского театра-студии Алексея Михайловича Грановского, для которого сочинил музыку  к спектаклям «Амнон и Томор», «Бог мести», «Зимою» (по пьесам Шолема Аша), «Уриэль Акоста» (по Карлу Гуцкову) и «Вечер из произведений Переца».
В 1920 переехал в Ригу, где участвовал в создании Еврейской консерватории. В 1925 репатриировался в Палестину и поселился в Иерусалиме, где основал курс хазанута. Был профессором консерватории  «Шуламит», в которой преподавал теоретические дисциплины и основы композиции. Автор музыки к спектаклям местных театров:   «Оцар / Клад» (по Шолом Алейхему), «Голем» (по Х. Лейвику), «Яаков ве-Рахель / Иаков и Рахиль» (по Николаю Крашенинникову), «Кетер Давид / Корона Давида» (по Педро Кальдерону), «Шабтай Цви» (Натану Агмону). Опубликовал сборник отредактированных им синагогальных мелодий «Ширей тфила / Молитвы» из репертуара своего отца. Был постоянным автором местных ивритских газет «Га-арец», «Давар», «Тиатрон вэ-аманут», а также выходившего на идише в Нью-Йорке журнала «Цукунфт». В 1946 был удостоен премии имени Йоэля Энгеля и премии города Тель-Авив за музыкально-просветительскую и творческую деятельность.
С 1920 работал над исследованием еврейской кантилляции. В 1947 для окончания исследований уехал в США, где 10 лет спутя вышел его фундаментальный труд «Библейская кантилляция. Пятикнижие Моисеево / The Cantillation of the Bible. Five Books of Moses».
Соломон Рзовский скончался 31 июля в Нью-Йорке (США).






Комментариев нет:

Отправить комментарий