Обработки еврейских народных песен делали Михаил Крошнер, Давид Прицкер и другие.
Композитор Михаил Ефимович Крошнер завершил музыкальное образование в
Минской консерватории по классу композиции В. Золотарева (1937).
"Соловей" - первый белорусский балет. Композитор удачно использовал в
нем мелодии и ритмы белорусских народных песен и танцев - "Лявониху",
"Юррчку", "Янку-польку", "Крыжачок", "Метелицу" и наряду с ними польские
танцы - мазурку, полонез, краковяк.
Продолжались научные изыскания, в области истории и теории еврейской музыки, в частности, появились работы Давида Магида «300-летие духовных композиций Соломона де Росси» (1925 г.) и его же «О древнееврейской музыке и псалмодии евреев» (1927 г.). Известный музыкальный критик 20-х гг. Л. Сабанеев написал книгу «Еврейская национальная школа в музыке» (1924 г.), впервые выделив композиторов-евреев в музыкальной историографии.
В годы, предшествовавшие началу Второй мировой войны, в СССР получило распространение национальное ансамблевое пение. Профессиональные еврейские вокальные ансамбли были крупнейших городах России и Украины соответственно: в Ленинграде (худ.рук. М. Мильнер) и в Харькове (худ.рук. И. Шейнин).
С начала 1930-х гг. политика Советского Союза по отношению к еврейской культуре стала ужесточаться. Развитие культуры на идиш могла продолжаться только во все более тесных идеологических рамках, да и то стала подвергаться разного рода ограничениям. До уровня царского антисемитизма, слава богу, не дошло, но хватало и этого. К 1938 г. власти закрыли большинство еврейских школ в России, на Украине и в Белоруссии, а многие преподаватели, в том числе учителя пения, были репрессированы. В тот же период прекратилась публикация исследований по еврейской музыке.
Некоторое оживление еврейской культуры и общественной жизни было допущено в годы войны с нацизмом. В этот период еврейскими композиторами создан ряд значительных произведений, в том числе опера «Рашель» Р. Глиэра (концертное исполнение в 1947 г.), симфония «Бабий Яр» Дмитрия Клебанова, концертная фантазия «Стемпеню» (1943 г.) Ш. Сендерея, «Памяти наших погибших детей» (1943 г.) М. Гнесина, и другие.
Однако вскоре после войны, началась новая антиеврейская кампания, проводимая под знаменем «борьбы с безродным космополитизмом, и завершившаяся полным разгромом всех форм еврейской культурной жизни, истреблением, арестом или унижением большинства ее деятелей. Среди жертв преследований были композиторы А. Веприк и М. Вайнберг, музыковеды М. Береговский, В. Дельсон, Гита Балтер, И. Ямпольский, певцы Саул Любимов, М. Эпельбаум, З. Шульман. Репрессированы или отстранены от работы были также деятели музыкальной культуры, не занимавшиеся специально еврейской музыкой: джазовый трубач-виртуоз Э. Рознер, профессора и преподаватели консерваторий П. Ламм, И. Лесман, А. Шацкес, Л. Мазель и многие другие.
После смерти Сталина репрессии прекратились, однако урон, нанесенный еврейской культуре и, в частности, музыке, оказался невосполнимым, тем более, что негласный запрет на ее развитие оставался в силе вплоть до конца 80-х гг. Очень немногие композиторы-евреи разрабатывали национальный музыкальный язык, еще меньшее их число рисковало обращаться к еврейским темам. Исключение составили М. Вайнберг, опера которого «Мазл-тов!» (по Шалом Алейхему, 1983 г.) была поставлена Московским камерным оперным театром, Юрий Шерлинг, чьи произведения ставились Камерным еврейским музыкальным театром, Михаил Глуз, руководитель этого театра и автор музыки к ряду его спектаклей, и ряд композиторов-песенников: Л. Ямпольский, З. Компанеец, Р. Боярская, Л. Бирнов, публиковавшие свои произведения в основном на страницах журнала «Советиш Геймланд».
В 1970–1980-х гг. к еврейской музыке обратились композиторы нового поколения: Владимир Терлецкий, Сергей Беринский, Владимир Биткин, Сергей Чеботарев и др. Из них хочется особо выделить Владимира Биткина, активно участвовавшего в собирании остатков еврейского музыкального фольклора Молдавии и Украины, одного из организаторов еврейского культурного движения в Молдавии в конце 1980-х гг.
Ряд симфонических произведений на еврейские темы создал московский композитор Рафаил Хозак: «Библейскую сюиту», сюиту «Герои Шолом-Алейхема», сюиту для скрипки и фортепиано «Страницы далекой юности», концерт для скрипки и фортепиано «Музыка, восставшая из пепла» и др. Композитор Григорий Фрид создал монооперу «Дневник Анны Франк» (1969 г.) – один из выдающихся музыкальных памятников Катастрофе. Александр Вустин создал цикл песен «Шесть миллионов» на стихи М. Тейфа (1975 г.).
Рижский композитор и музыковед Макс Гольдин занимается исследованием еврейской народной музыки, ее аранжировкой и интерпретацией, организацией концертно-исполнительской деятельности. В 1980-е гг. ряд концертов еврейской песни, мастерски исполненных под его руководством Рижским академическим хором, стали событием музыкальной жизни евреев СССР, а пластинка с записью этих песен в исполнении Ады Светловой стала настоящей сенсацией. Еврейской музыкальной деятельностью с конца 1980-х гг. занимается тбилисский композитор Реувен Кажелоти (с 1992 г. проживающий в Израиле). Исполнительское творчество певцов Ханны Гузик, Михаила Александровича, Биньямина Хайтовского, Зиновия Шульмана, Нехамы Лифшиц, Эмиля Горовца, Ады Светловой, Марины Бухиной, Полины Айнбиндер, Марины Друбачевской, Полины Белиловской, Александры Горелик и других содействовало пробуждению и укреплению национального самосознания многих тысяч советских евреев. Находило широкий отклик творчество московского композитора, автора ряда еврейских песен Дмитрия Якиревича, многие годы руководившего музыкальной частью нелегальных пуримшпилей.
Распространение (да и просто само создание) еврейской музыки постоянно наталкивалось на сопротивление партийных и государственных органов; так, был запрещен ряд концертов М. Александровича и Н. Лифшиц; не были разрешены концерты еврейской песни, с которыми хотел выступать знаменитый баритон, народный артист Молдавии Борис Раисов; эстрадному певцу Вадиму Мулерману чуть ли не напрямую запрещалось включение еврейских песен в концертные программы, была совершенно исключена возможность легального исполнения еврейских песен ленинградского композитора Ц. Пайкина на стихи великих средневековых еврейских поэтов. Положение изменилось только с приходом политики перестройки и «гласности», однако многолетнее подавление еврейской музыкальной культуры не прошло бесследно…
Хотя многие из композиторов-евреев, в том числе и не обращавшиеся к национальным тематике и мелосу, в различные периоды подвергались дискриминации и шельмованию, вклад их в музыкальную культуру русского и других народов, живших на территории Советского Союза необычайно велик. Среди них можно отметить российских композиторов-евреев: Л. Книппера, автора ставшей народной песни «Полюшко-поле», Ю. Левитина, М. Вайнберга, А. Локшина, С. Слонимского, А. Шнитке, Н. Каретникова. Среди крупнейших авторов легкой музыки и песенников — Самуила, Дмитрия и Даниила Покрасс, И. Дунаевского, М. Блантера, К. Листова, З. Левина, А. Цфасмана, М. Фрадкина, Я. Френкеля, Э. Колмановского и В. Шаинского.
Евреи-композиторы внесли громадный вклад в становление и развитие национальных музыкальных культур народов Советского Союза. Вытесненные из крупнейших музыкальных центров метрополии, они часто искали возможность самовыражения в рамках национальных культур, особенно таких, музыкальный язык которых близок еврейскому, например, молдавской, азербайджанской или среднеазиатских. М. Гнесин писал транскрипции адыгейской, марийской и таджикской музыки, М. Штейнберг – произведения на казахские и узбекские темы, М. Вайнберг – опять-таки на узбекские и молдавские темы. А. Веприк создал оперу, основанную на киргизском музыкальном фольклоре, Л. Книппер стал одним из основателей таджикской симфонической музыки, Михаил Раухвергер – основатель киргизской оперы и балета, Павел Берлинский написал первую бурятскую музыкальную драму, Давид Гершфельд и М. Копытман – авторы первых молдавских опер, и т.д.
Совершенно бесспорно то утверждение, что вклад музыкантов-евреев в советское исполнительское искусство был определяющим, а исполнителей-евреев следует назвать в ряду наиболее выдающихся. Во главе старшего поколения мастеров советской школы пианистов стояли педагоги и исполнители Симон Барер, Мария Юдина, Генадий Гинзбург, Натан Перельман, Мария Гринберг, Яков Флиер, Александр Иохелес, Яков Зак и др.
Среди исполнителей следующего поколения мировую славу снискали Белла Давидович, Лазарь Берман, Дмитрий Башкиров, Владимир Ашкенази, Наум Штаркман, Лев Власенко, Арнольд Каплан, Евгений Могилевский, Антон Гинзбург, Александр Слободяник, Олег Майзенберг и др.
Среди крупнейших пианистов-педагогов выделяются Берта Рейнгбальд, Моисей Хальфин, Яков Мильштейн, Теодор Гутман, Берта Маранц, Григорий Коган и другие.
Советскую скрипичную школу создали знаменитый одессит Столярский, Лев Цейтлин, Александр Могилевский (с 1930-х гг. в Японии, создатель японской скрипичной школы), Яков Магазинер, Борис Фишман, Давид Ойстрах, Юлий Эйдлин, Юлий Янкелевич. В следующем поколении советских скрипачей ведущее место занимали Галина Баринова, Леонид Коган, Борис Гольдштейн, Юлиан Ситковецкий, Михаил Вайман, Нелли Школьникова, Игорь Безродный, Игорь Ойстрах, Борис Гутников, Альберт Марков и Виктор Пикайзен.
Среди скрипачей следующих поколений хочется особо выделить Владимира Спивакова, Гидеона Кремера, Филиппа Хиршхорна, Юрия Башмета (один из ведущих альтистов современности, альтист мирового класса), и Михаила Кугеля. Большинство выдающихся исполнителей были крупными педагогами и внесли неоценимый вклад в воспитание новых поколений исполнителей.
Вклад евреев в искусство вокала менее значителен, чем в инструментальную музыку. Но и тут мировую славу приобрели певцы Дебора Пантофель-Нечецкая, Борис Раисов, Сасона Беньяминов. В области эстрадного пения были популярны имена певцов Владимира Бунчикова, Тамары Ханум-Петросян, Марка Бернеса, Леонида Утесова, Иосифа Кобзона. Большим успехом пользовалось творчество артистов оперетты Григория Ярона, Михаила Водяного (Вассермана), Александра Горелика. Известными певцами были также Сергей Левик, Мария Бриан (Шмаргонер), Софья Мирович, Мария Гольдина, Борис Фрейдков, Софья Друкер, Соломон Хромченко, Соломон Колтон, Ефрем Флакс, Михаил Давыдов, Израиль Фейгельсон и др.
В 1970–80-е гг. многие советские музыканты-евреи эмигрировали на Запад; среди них дирижеры К. Кондрашин, Ю. Аранович, Р. Баршай и Л. Маркиз; пианисты Белла Давидович, Владимир Ашкенази, Борис Берман, Олег Майзенберг, Марк Зельцер, Дмитрий Паперно; скрипачи Рафаил Соболевский, Марк Лубоцкий, Феликс Хиршхорн, Борис Белкин, Нина Бейлина, Роза Файн, Дмитрий Ситковецкий, виолончелисты Виктор Апарцев, Давид Геринга, Борис Пергаменщиков, Миша Майский и многие другие. Значительная часть музыкантов-исполнителей репатриировалась в Израиль.
В советском музыковедении вплоть до 1990-х гг. заметно нарочитое замалчивание еврейского происхождения многих деятелей музыки, их связей с культурой, религией и традициями своего народа; — полностью отсутствуют работы и даже упоминания о синагогальной музыке.
В советской «авторской песне» (барды) влияние евреев очень велико. Среди основателей жанра – поистине великий Александр Галич, Владимир Высоцкий, Виктор Берковский, Евгений Клячкин, Александр Городницкий. Среди авторов следующего поколения выделяются Арик Крупп, Виктор Ланцберг, Вероника Долина, Александр Розенбаум, Дмитрий Кимельфельд, Михаил Волков, Александр Медведенко.
В возникшем в начале 1970-х годов в СССР жанре рок-музыки еврейские авторы и исполнители заняли видное место. Среди них — создатели и руководители ведущих рок-групп Андрей Макаревич и Александр Ситковецкий; известные рок-музыканты Александр Кутиков, Евгений Маргулис, Петр Подгородецкий, Леонид Гуткин, Всеволод Гаккель, Максим Леонидов, Евгений Хавтан и многие другие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий