http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=KVvcMqPeuaE%3D&tabid=10547СВИ´
РСКИЙ Алексей Иванович [26.9(8.10).
1865, Петербург (по др. данным — Житомир) — 6.11.1942, Москва] — прозаик.
Отец С. работал кровельщиком на табачной фабрике, мать — служанкой.
После развода родителей с 5-летнего возраста некоторое время проживал у тетки в Житомире, но,
изгнанный ее мужем, стал беспризорником.
В 12 лет ушел из Житомира и в течение 15
лет бродяжничал.
Исходил всю Россию, побывал в Персии и Константинополе, работал
в портах на Волге и Черном море, шахтером
в Донбассе, обрабатывал виноградники и табачные плантации в Крыму, на Кавказе
и в Бессарабии, в Туркестане собирал хлопок, на Севере зарабатывал себе пропитание на кирпичном заводе, железной дороге,
был рыболовом и плотовщиком.
В Ростовена-Дону случайно, через «приютившего его
портного», опубликовал в газ. «Ростовскиена-Дону известия» (1892. 15 окт.) первое
стих.— «Памяти Л. В. Кольцова».
Ободренный успехом, С. решил поведать
о своих похождениях; он пишет ряд очерков
из босяцкой жизни, вошедших затем в книги
«Ростовские трущобы» (1893), «В стенах тюрьмы» (1894), «По тюрьмам
и вертепам» (1895).
Продолжая развивать
традиции В. Крестовского и раннего М. Горького, С. создает те особые типы маргинального героя, которые найдут продолжение и в советской лит-ре («Вор» Л. Леонова, «Последняя кража» П. Нилина и др.).
Примерно в это же время С. женился на
рабочей табачной фабрики Т. А. Ростовцевой.
По словам С., этот брак сыграл большую
роль в его писательской судьбе.
Вдохновленный поддержкой жены и признанием столичной критики (Скабичевский и др.), С. в 1896
переезжает в Петербург.
При содействии
В. И. Немировича-Данченко в изданиях «Новостей» печатается ряд очерков С. о страшных подробностях тюремного быта и нелегких путях нищего человека, пытающегося выжить.
Под псевдонимом А. Ростовский С. печатался в «Петербургском листке».
С. сотрудничал также в ряде др. столичных изд. — газ.
«Биржевые ведомости», «Новая газета», ж.
«Всходы», «Жизнь», «РБ», «Рубикон», где
публиковал заметки и очерки на различные
темы городской жизни, о событиях Первой
мировой войны.
Рассказы и очерки из жизни беспризорных детей и подростков С. объединил в сб.
«Несчастные дети» (1897), ставший предысторией цикла «Погибшие люди»
(1898).
О содержательной стороне этого
трехтомника красноречиво говорят заглавия
его книг: т. I — «Мир трущоб», т. II — «Мир
тюрем», т. III — «Мир нищих и пропойц».
Это изд. принесло С. значительный успех.
Под влиянием еврейских погромов С. начинает проникновенный разговор о еврейской бедноте, «мире отверженных вечных
странников» (сб. «Вечные странники»,
1899); тема эта, не чуждая всем произведениям С., станет главной в таких книгах, как
«Еврейские рассказы» (1909), «В черте»
(1914), «В дни бесправия» (1927), «Евреи» (1934).
Большую популярность приобрела повесть С. для детей «Рыжик» (1901–04), рассказывающая о невзгодах и приключениях
маленького бродяги.
Книга была переведена
на мн. яз., а в 1960 на Московской киностудии им. М. Горького экранизирована под одноименным названием (реж. И. Фрэз, сценарист М. Львовский).
С 1905 в столичных и провинциальных театрах идут постановки по пьесам С.—
«Тюрьма», «Белый ангел», «На покое»
(совместно с А. Куприным), «Заратустра
села Будникова» и др.
Повестью «Преступник» (1900), напечатанной в марксистском ж. «Жизнь», С. заявил о своих социал-демократических позициях.
С 1906 редактирует «Новую газ.», примерно в это же время в его творчестве зазвучала новая тема — о рабочем классе (дважды
запрещаемая цензурой повесть «Записки
рабочего», 1906; «Черные люди», 1908).
В 1914–15 С. редактирует ж. «Рубикон».
После революции 1917 С. занимается
культурно-просветительской деятельностью,
в 1919 вступает в РКП(б) и уходит добровольцем на фронт.
В 1922 переехал в Москву.
В 1920-е С. был членом лит. объединения
пролетарских писателей «Кузница», членом
правления Всероссийского СП.
Продолжал
разрабатывать тему рабочего класса (рассказ «Стальное сердце», 1925, и др.).
С 1928 был занят написанием итоговой автобиографической книги «История моей
жизни», первый вариант которой был опубликован в 1929–34.
В книге воплотился богатый жизненный опыт и уникальные наблюдения, частично в нее вошли ранее публиковавшиеся произведения, имеющие автобиографическую основу («По низинам», «Лагерь
смерти», «Полынь» и др.).
Творческое наследие С. интересно прежде всего неповторимым психологическим и социально-этнографическим материалом, на котором решаются традиционные вопросы русской лит-ры.
Соч.: ПСС: в 10 т. [С автобиографией] / вступ. статья И. Кубикова. М., 1928–30;
История моей жизни. М.,
1947.
Лит.: Резник О. [Об А. Свирском] // Свирский А.
История моей жизни. М., 1947. С. 3–11;
Либединский Ю. Незабвенный создатель «Рыжика» // Либединский Ю.
Современники: Воспоминания. М., 1961;
Свешникова Р. Творческий путь А. И. Свирского. Курск, 1970.
Е. И. Колесникова
-------
В 1892 году в газете «Донская пчела» публикуются стихотворение начинающего автора «Мелочи». https://klauzura.ru/2016/12/antonina-popova-zhivym-vospominanem-upadu/
«Произошло это величайшее в моей жизни событие 15 октября 1892 года на 27 году моей жизни», – отмечал писатель.
Алексей Иванович Свирский https://eleven.co.il/jews-of-russia/in-culture-science-economy/13721/
Мелочи
Вирши
(Посвящается ростовским поэтам)
Мелочи
Вирши
(Посвящается ростовским поэтам)
Муза прекрасная, муза прелестная,
Будь милосердной хоть раз;
Дай мне возможность, богиня чудесная,
Быть мне творцом хоть… на час.
Верь мне, богиня, ложью ехидною
Не запятню я тебя;
Только лишь истину, всем очевидную,
Стану творить я любя.
Чувства гуманныя, чувства высокия,
Будут меня занимать;
Если же люди, безумно жестокие
Станут за правду гонять,
То не глядя на людское презрение
Буду порок обличать,
Правда-же ложная, бедность, мучение
Станут тогда исчезать…
Долго, несчастный, упрашивал жалостно
И вдохновенья желал.
Вдруг, прилетела богиня…
И радостно
Сердце забилось… он внял
Голосу:
— Просишь ты, друг непонятное,
Хочешь поэтом ты стать;
Хоть и желанье твое и приятное,
Надо-ж грамматику знать…
Комментариев нет:
Отправить комментарий