Л.С. Клейн. Перевернутый мир
Аннотация
Санкт-Петербург, Фарн, 1993, 224 с. (под псевдонимом Лев Самойлов)
Составитель Л.С. Клейн
Приключения российского ученого в тюрьме и ГУЛАГе в самом конце Брежневской эпохи изложены от первого лица, но, в отличие от других подобных книг ее акцент не на описании притеснений, а на размышлениях о природе человека. Книга содержит научное, но живое описание и анализ закрытого криминального общества. Автор проводит подробное сравнение этого мира с доисторическим обществом и высказывает предположение, чем вызвано это сходство. А сходство очень многообразно: татуировка как система знаков, обряды инициации, развитая система табу, три касты, клановые конфликты, вожаки и их дружины, побратимство, обмен без денег и т. п.
Автор считает, что это и есть естественное общество, тогда как наше обычное общество - искусственное. Дело в том, что человеческая натура сформирована в кроманьонское время, и с тех пор биологически не изменилась. Homo sapiens sapiens, как этот вид называется с некоторым преувеличением, в Европе существует уже 40 000 лет (а на Востоке значительно больше). Всеми нашими интеллектуальными и социальными достижениями мы обязаны нашей культуре, не нашей натуре. Это хорошо видно по тем примерам, когда в Индии были найдены дети, утащенные и воспитанные волками. Так что когда люди лишены современной культуры (или она в дефиците) и предоставлены самоорганизации (а именно это имеет место в советских лагерях принудительного труда), они образуют общество, очень близкое к доисторическому, к обществу верхнего палеолита.
Тема важна, поскольку все советское общество испытало влияние лагерного мира с его жаргоном, песнями, обрядами, обычаями, представлениями и моралью, ибо только за 30 лет св. 30 миллионов человек - значительная часть взрослого населения страны - прошли через лагеря и тюрьмы. Вот почему эта книга, публиковавшаяся еще в журнальном варианте (с продолжением в течение 4 лет в гг. 1988 - 1991) в популярнейшем ленинградском ежемесячнике "Нева" тиражом в 700 тыс. экз., вызвала шквал откликов. Поскольку КГБ и цензура тогда еще сохраняли свою силу, очерки выходили под псевдонимом Лев Самойлов. В 1988 году они получили от этого журнала медаль "За лучшую публикацию года". Многие письма читателей публиковались в журнале после каждой главы (ныне включены в книгу). Была и дискуссия по книге в журнале "Советская этнография". Когда книга была переведена в Германии, рецензенты сравнивали ее с "Мертвым домом" Достоевского.
Автор, известный археолог, преподававший в Ленинградском университете, был арестован в последнюю волну репрессий, обрушившуюся на ленинградскую интеллигенцию в начале 80-х. В то время удар пал на профессоров и университетских преподавателей, придерживавшихся слишком нестандартной позиции, слишком часто печатавшихся на Западе и слишком популярных среди молодежи. В значительной части арестованные были еврейского происхождения. Поскольку тогда была принята установка, что в Советском Союзе нет политических закпюченных, всем арестованным были подысканы чисто уголовные обвинения. Автор был обвинен в гомосексуализме (следствие и судебный процесс, напоминающий по напряженности процесс Оскара Уайлда, подробно описаны в книге, и приведены факты, говорящие об участии КГБ).
Редактор журнала «Нева», где публиковались впервые эти очерки автора, запросил бывшего следователя, ведшего дело, верны ли описываемые факты. Следователь подтвердил, что факты автором не искажены. Кроме того, он признал, что дело организовано «силами застоя». Текст этого письма приложен к книге.
Книга написана как воспоминания и публицистические очерки. Поскольку вмененное автору нарушение норм жестоко преследуется в уголовном мире, ему было чрезвычайно трудно выжить с таким обвинением в криминальной среде и сохранить человеческое достоинство. Как и почему это удалось? Книга читается как детектив.
Журнальный вариант 1988-91 гг. был поврежден цензурой. Немецкое издание 1991 г. неполное. Полное русское издание вышло в 1993 г. в изд. «Фарн» (Санкт-Петербург). Объем текста ок. 7 авторских листов (222 стр.). В 1987 г. вышло словенское издание. По сведениям автора, готовится новое издание (на русском языке) на Украине.
Издание на английском языке под тем же названием невозможно, потому что уже существует очень известная английская книга с таким названием совершенно другого содержания. Поэтому на случай английского издания автор заготовил иное название: “Savage society” («Дикое общество»).
ОГЛАВЛЕНИЕ
От издательства
От автора
Гл. I. Страх
1. Ночной звонок2. С песней по жизни3. Золотая лихорадка4. Варяжская баталия5. Музыкальная история6. Теория с практикой7. Театр абсурда8. Право мертвой.руки9. Жизнь под колпаком10. Самые компетентныеПисьма-отклики
Гл. II. Правосудие и два креста
1. Остановленное время2. "Оставь надежду..."3. От тюрьмы и сумы4. В тесноте и обиде5. Два креста6. Неравное состязание7. "Помни о пекаре!"8. Перестройка - время реформПисьма-отклики
Гл. III. Расправа с помощью права
1. Я, Раздатчик Сахара2. Забытое письмо3. Действующие лица за сценой4. Спектакль с участием5. Фемида в повязке и без6. Игра в поддавки7. Презумпция невиновности и "порнография духа"8. Плутни Фемиды9. Убежавший приговор10. Можете жаловаться, можете жаловаться11. Синдром Жеглова12. Семь гарантийПриложение: два письмаПисьма-отклики
Гл. IV. Семнадцатая экспедиция
1. Вышки в степи2. Другая сторона Луны4. Двоевластие5. Шкала террора6. Педагогическая трагедия7. Педагогическая пародия: труд и коллектив8. Перековка, перестройка, революция9. Далекое близкоеПисьма-отклики
Гл. V. Под краевым солнцем
1. Свой взгляд на ад2. История болезни3. Ад - глазами француза
Приложение
Этнография лагеряИз статьи В.Р. Кабо "Структура лагеря и архетипы сознания"
Комментариев нет:
Отправить комментарий