еще одна прекрасно звучащая интеллигентская мантра:
каждый человек
от рождения в чем-то одарен и потенциально талантлив. Каждый в детстве-юности
мечтал о прекрасном. Мы, общество, не смогли увидеть заложенные в нем
потенции. Развить их, дать раскрыться. Вот человек и спился, сошел с круга, совершил
преступление. Ложь это. Биологи свидетельствуют: в нормальной популяции
млекопитающих 3—7 % «искателей», ориентированных на освоение новых тер -
риторий, одаренных особей10. Остальные созданы для обживания устойчивой ре -
альности, воспроизводят вечные модели бытия, плодятся и размножаются. Бывает,
что талантливый человек задыхается в корежащей его среде и сходит с круга.
Но на каждого такого приходятся десятки заурядных, бесконечно скучных, бескрылых
людей, которые проживают тоскливую и однообразную жизнь. Если они
мар гинализуются и погибают от потребления варварских наркотиков или спиртосодержащих
хозяйственных жидкостей, то перед нами не трагедия нераскрывшегося
таланта, а трагедия бескрылой заурядности, не нашедшей ни своего места в жизни,
ни сил нести бремя существования в этом мире.
Особого внимания заслуживают две великие мифологии — Просвещения и Прогресса, доминирующие в европейском сознании последние два-три века. Надо заметить,
что следует различать концепции просвещения и прогресса и мифологичес -
кие интерпретации этих теоретико-идеологических конструкций. Массовому чело -
веку свойственно мифологизировать любые теоретические модели, попадающие
в поле его зрения.
Исторические скачки сплошь и рядом сопряжены с драматическим сценарием прерывания исчерпавшей себя ментальной традиции. Носители уходящего исторического качества не воспроизводят себя в детях в случаях:
а) физической гибели;
б) деградации;
в) профанированного прозябания с лейблом
вчерашнего неудачника, от которого открещиваются все те, кто стремится войти
в новый мир и найти в нем пристойное место.
Мы говорим о полноценной трагедии целых поколений, спивающихся, отверженных,
утративших способность понимать этот свихнувшийся мир, замкнувшихся
в себе либо в обществе таких же вчерашних неудачников. Людей, лишенных историей важной человеческой радости — на старости лет узнать в своих детях и внуках
и войны, и революции, и правившие в России политические
режимы являлись (и являются) особой, варварской формой вписания в современность
застойного общества, перманентно отгораживающегося от остального мира
После Первой иудейской войны (66—70) и разрушения Иерусалимского
храма пути иудаизма и христианства окончательно разошлись. Центр христианской
проповеди переносится в столицу империи — Рим.
От своего возникновения до легализации при Константине христианство не имело официального статуса в Римской империи. В первые два столетия христианство и его последователи были подозрительны для большей части населения империи
Начиная со времени правления императора Домициана (96 год) разворачивается
эпоха более или менее систематических гонений.
Время сравнительно мирного
развития христианских общин сменялось периодами преследований христиан со
стороны общеимперских или местных властей. Сплошь и рядом источником гонений
становилась враждебность широких масс населения. Чернь видела в христианах
причину любых несчастий и стихийных бедствий. Провинциальные правители
часто сталкивались с разъяренной толпой, требовавшей без суда казнить христиан,
и иногда уступали этим требованиям.
Самым суровым было так называемое Великое гонение (303—313), начавшееся
при императоре Диоклетиане и продолжавшееся при его преемниках. Масштаб
жертв Великого гонения по сегодняшним меркам скромный. Погибло 3000—3500 че -
ловек. Другие подверглись пыткам, были высланы, попали в заключение. В ходе гонений
христиане всячески репрессировались. При Нероне вывалянные в смоле и облепленные
паклей христиане стали живыми факелами. Христиан отдавали на растерзание
львам в цирке. Апостол Петр (да не только он один) распят на кресте головою
вниз. Пергамский епископ св. Антип сожжен в медном быке и т. д.
Эпоха гонений породила яркую христианскую публицистику. Возникает апо -
логетика (раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности веро -
уче ния). Раннехристианские писатели-апологеты II—III веков защищали христи -
анство и писали сочинения, направленные против его гонителей. Цитата из Тертул -
лиана: «Если Тибр вошел в стены, если Нил не разлился по полям, если небо не
дало дождя, если произошло землетрясение, если случился голод или эпидемия, то
тотчас кричат: христиан ко льву. Столь многих к одному? Спрашиваю вас: прежде
Тиберия, то есть прежде пришествия Христа, сколь великие бедствия обрушились
на землю и города?»16 — дает представление о вершинах этого жанра.
Гонения и противостояние традиционалистской массы не могли остановить
распада античного космоса. Христианская община неумолимо росла. Миланский
эдикт императоров Константина и Лициния от 313 года о веротерпимости на терри -
ториях Римской империи был важным шагом по пути превращения христианства
в официальную религию империи.
324 год — император Константин объявляет христианство единственной официальной
религией Римской империи.
Святая Инквизиция, судьба Джордано Бруно и Яна Гуса, крестовые походы против
еретиков более или менее известны широкой публике. Что же касается первых
веков утверждения христианства, то этот пласт истории остается в тени.
Суммируя, можно сказать лишь одно.
В описанном нами виновато не христианство
как доктрина, а человеческая природа носителей, интерпретаторов и практи -
ков этой доктрины, попиравших самую суть и дух учения.
Мерзкая природа человека, то самое низменное и паскудное, что есть в каждом и требует постоянной
работы духа, следящего за тем, чтобы подавлять эти инстинкты и потенции.
Придворные
христиане при первых христианских императорах не вынесли одного из
самых сложных и страшных испытаний — соблазна безграничной власти. Следовавшие
за ними воспринимали репрессии, обращенные к язычникам и отколовшимся,
как устоявшуюся и самоочевидную традицию и громили без размышлений, опираясь
на авторитет сакрализованной иерархии
Комментариев нет:
Отправить комментарий