Я случайно купила четыре тома на барахолке Коптевского рынка — остальные двенадцать исчезли в вихре всеуничтожения, который не мог себе представить в пору разгула кровавой царской реакции ее составитель и редактор Израиль Цинберг, миллионер, ученый, меценат, просветитель. История еврейства, его культура, традиции и наследие при советской власти уже никого не интересовали, а позже стали вражеским сионистским инструментом. И вернувшегося из эмиграции Израиля Цинберга, еврейского грамотея, либерала и философа, — расстреляли.
ЦИ́НБЕРГ Исраэль (Сергей Лазаревич; 1873, село Казачок, Волынская губерния, ныне Тернопольская область, Украина, – 1939, Владивосток), историк еврейской литературы, публицист. Отец, Эли‘эзер (Лейзер, 1851–1910), зажиточный арендатор поместий и торговец зерном из состоятельной хасидской (см. Хасидизм) семьи, был привержен еврейской традиции, в то же время не был чужд идей Хаскалы. Цинберг получил традиционное и светское еврейское образование у частных учителей. Весной 1882 г. семья Цинберга бежала в Броды, опасаясь погромов. В 1891 г., после окончания русской гимназии, Цинберг поехал в Германию для получения высшего образования. В 1895 г. Цинберг окончил политехнический институт в Карлсруэ (химическое отделение) и в том же году получил степень доктора философии в Базельском университете. Работал инженером на химических предприятиях в Германии. В эти годы сформировалось мировоззрение Цинберга. Непродолжительное увлечение марксизмом сменилось влиянием учения народников, в особенности Н. Михайловского и Г. Успенского.
В 1898 г. Цинберг вернулся в Россию и поселился в Санкт-Петербурге. С 1899 г. по 1938 г. Цинберг работал в химической лаборатории (с 1905 г. — начальник) на Путиловском (с 1934 г. — Кировском) заводе, опубликовал ряд работ в области химического анализа металлургического производства. В Санкт-Петербурге Цинберг вошел в круг русско-еврейской интеллигенции, которая сосредоточилась вокруг Общества для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ) и журнала «Восход». Цинберг участвовал в работе историко-этнографической комиссии Общества (с 1908 г. — Еврейское историко-этнографическое общество) и читал там лекции. С 1900 г. Цинберг начал печататься в журнале «Восход», а с октября 1901 г. стал вести там раздел «Обзор еврейской печати». После прекращения издания журнала (1906) Цинберг продолжил свою деятельность в изданиях «Свобода и равенство», «Рассвет», «Еврейский мир», «Еврейская старина», «Еврейское обозрение», «Новый Восход», «Еврейская неделя», в которых публиковал обзоры еврейской печати. В 1903 г. Цинберг участвовал в основании газеты «Дер Фрайнд», был среди основателей еврейского книгоиздательства «Ди найе библиотек» (1903–1905), составил план универсальной энциклопедии на идиш. В 1912 г. Цинберг был среди основателей ежемесячника «Идише велт». Во время Первой мировой войны основал издательство «Дер Тог». Цинберг сотрудничал в газетах «Ха-Мелиц», «Ха-Зман». В 1905–1906 гг. Цинберг состоял в Фолкспартей, участвовал в издании её органа — «Дос фолксблат», а в 1917 г. участвовал в работе Еврейского народного союза (блок Фолкспартей и беспартийных), был редактором исторического сборника «Пережитое» (1908–13) и участвовал в его продолжении — сборнике «Хе-Авар» (1918). В 1912 г. Цинберг составил примерный каталог книг для взрослых на иврите и на идиш для Общества распространения просвещения между евреями в России. Цинберг читал лекции о еврейской литературе на курсах востоковедения (впоследствии — Еврейский университет, см. Санкт-Петербург), в Еврейском литературном обществе и в других организациях. В 1908–13 гг. Цинберг был сотрудником «Еврейской энциклопедии», опубликовав в ней более 300 статей, и редактором отдела новой еврейской литературы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий