Если раньше считалось, что евреи были враждебны изобразительному искусству и не использовали его при украшении своих храмов, то теперь, после ряда открытий (особенно в синагоге в Дура Европос), эта проблема предстает в несколько ином свете. Запрет, налагаемый у евреев на изображение живых существ (Книга Исход, XX, 4), хотя и задерживал развитие изобразительного искусства, был все же не в силах целиком изгнать из храмов человеческий образ. Уже с I века отдельные раввины пытались дать более гибкое истолкование вышеупомянутого места в Книге Исход, стремясь тем самым оправдать украшение синагог библейскими сценами и фигурами пророков. В результате таких установок стали возможными росписи синагоги в Дура Европос, иудейской катакомбы в Риме и мозаические полы V–VI веков с изображениями библейских сцен в синагогах Аин Дук около Иерихона (Даниил во рву львином), Бет Альфы около Бейсана (Жертвоприношение Авраама) и Герасы (Сыновья Ноя, выходящие из
понедельник, 15 июля 2013 г.
раньше считалось, что евреи были враждебны изобразительному искусству
http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=29&chap=4&ch_l2=5
Если раньше считалось, что евреи были враждебны изобразительному искусству и не использовали его при украшении своих храмов, то теперь, после ряда открытий (особенно в синагоге в Дура Европос), эта проблема предстает в несколько ином свете. Запрет, налагаемый у евреев на изображение живых существ (Книга Исход, XX, 4), хотя и задерживал развитие изобразительного искусства, был все же не в силах целиком изгнать из храмов человеческий образ. Уже с I века отдельные раввины пытались дать более гибкое истолкование вышеупомянутого места в Книге Исход, стремясь тем самым оправдать украшение синагог библейскими сценами и фигурами пророков. В результате таких установок стали возможными росписи синагоги в Дура Европос, иудейской катакомбы в Риме и мозаические полы V–VI веков с изображениями библейских сцен в синагогах Аин Дук около Иерихона (Даниил во рву львином), Бет Альфы около Бейсана (Жертвоприношение Авраама) и Герасы (Сыновья Ноя, выходящие из
ковчега)53 .
К. Вейцман предполагает, что самые ранние иллюстрации к избранным
книгам Библии возникли еще в дохристианские времена, в среде евреев
диаспоры, когда в III веке до н. э. был переведен на греческий язык
Ветхий Завет (так называемая Септуагинта)54 .
Эти греко-еврейские иллюстрации являлись посредствующим звеном между
иллюстрированными античными свитками на папирусе, содержавшими творения
греческих классиков, и иллюстрированными христианскими Библиями.
Входившие в состав Ветхого Завета книги иллюстрировались поодиночке
и неравномерно. По мнению К. Вейцмана, эти иллюстрации отличались
необычайной обстоятельностью и охватывали многие сотни эпизодов (так,
например, Коттонова Библия имела первоначально около 330 миниатюр,
а Венский Генезис от 400 до 500)55 .
Когда в Октатевхах число ветхозаветных книг было доведено до восьми
(Пять книг Моисея, Книга Иисуса Навина, Книга Судей Израилевых и Книга
Руфь), количество иллюстраций резко сократилось (примерно до 150).
Вероятно, архетип такого Октатевха возник, как полагает К. Вейцман, в Антиохии56 .
Богато иллюстрированные книги Библии были тем источником, откуда широко
черпали раннехристианские мозаичисты и фрескисты. Как теперь
выясняется, евреи вплоть до VI века относились терпимо к изображениям
в синагогах, и лишь с этого времени наметился перелом, который привел
к их массовому уничтожению, что не могло не содействовать усилению и без
того сильных на Востоке иконоборческих настроений57 .
Если раньше считалось, что евреи были враждебны изобразительному искусству и не использовали его при украшении своих храмов, то теперь, после ряда открытий (особенно в синагоге в Дура Европос), эта проблема предстает в несколько ином свете. Запрет, налагаемый у евреев на изображение живых существ (Книга Исход, XX, 4), хотя и задерживал развитие изобразительного искусства, был все же не в силах целиком изгнать из храмов человеческий образ. Уже с I века отдельные раввины пытались дать более гибкое истолкование вышеупомянутого места в Книге Исход, стремясь тем самым оправдать украшение синагог библейскими сценами и фигурами пророков. В результате таких установок стали возможными росписи синагоги в Дура Европос, иудейской катакомбы в Риме и мозаические полы V–VI веков с изображениями библейских сцен в синагогах Аин Дук около Иерихона (Даниил во рву львином), Бет Альфы около Бейсана (Жертвоприношение Авраама) и Герасы (Сыновья Ноя, выходящие из
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий