понедельник, 26 марта 2018 г.

Алистер Маклин Крейсер Ее Величества «Улисс» (Полярный конвой)(H.M.S. Ulysses)

Алистер Маклин
Крейсер Ее Величества «Улисс» (Полярный конвой)

H.M.S. Ulysses  was the debut novel by Scottish author Alistair MacLean. Originally published in 1955


эскортирование конвоя Эф-Ар-77 в Мурманск 
 FR-77, a vital convoy heading for Murmansk

http://flibusta.is/b/425317/read


Aboard ship are:
  • контр-адмирал Тиндалл (весь флот знал его по кличке «Фермер Джайлс»)
     Vice-Admiral Tyndall, formerly known as Farmer Giles, now exhausted and disillusioned, who breaks down after making a series of disastrous miscalculations about the attacking German ships and U-boats; returns to the bridge in his pyjamas and soon after dies of frostbite and shock.
  • Captain Richard Vallery, dying of TB who nonetheless, heroically, rallies the crew and leads by example; until he finally, inevitably, dies, his last thoughts for the crew.
  • Брукс — начальник корабельной медицинской службы
    Surgeon-Commander Brooks, “Old Socrates”
  • Лейтенант медицинской службы Джонни Николлс Johnny Nicholls, his assistant, who cleans out the various bombed stations, scooping up grisly bits of disintegrated and burnt human body, before being perilously transferred by breeches buoy to the Sirrus (I was sure he’d die) and ending up being the only survivor of the Ulysses who, in the heart-wrenching Epilogue, makes his final report to the Admiralty.
  • Commander Turner who takes over command on Vallery’s death and is last seen supporting two ratings in the sea after Ulysses’ death.
  • лейтенант королевского военно-морского флота Эндрю Карпентер, штурман «Улисса»  Капковый мальчик       Navigator: the Honourable Andrew Carpenter, also known as the Kapok Kid, infallibly correct with his navigations, who has an eeries premonition of his own death and is, sure enough, peppered with machine gun fire from a Stuka.
  • Lieutenant-Commander Carrington, a natural seaman with intuitive grasp of weather conditions, who survives the ordeal.
  • Chief Bentley, takes & receives signals, has his face blown off by the Condor attack.
  • Master-at-Arms Hastings: stern disciplinarian: sacked for his vindictiveness towards Ralston.
  • Gunnery Officer Etherton: shoots himself after a mistake causes the death of the padre, the reverend Winthrop, Able Seaman Charteris and Peters.
  • Able Seaman Ralston, his brother killed in the mutiny, his mother and family killed in a German bombing raid on Croydon; he is forced to fire the torpedo which sinks the stricken freighter Vytura, thus killing his own father.
  • Sub-Lieutenant Carslake, an incompetent fool whom Ralston punches to find himself on a charge; who goes mad and tries to kill Ralston in the aftermath of the Condor attack, killing himself in the process.
  • Chief Petty Officer Hartlet who accompanies the dying captain round his ship.
  • Signalman Courtney, vapourised when a German shell hits the Radio Room.
  • Able Seaman Ferry, whose arm gets caught and pulled into a cable winch and whose life is saved by Ralston’s quick thinking, but who then falls where the railings have been destroyed and slips helplessly overboard to be mashed by the ship’s propellors.
  • Chief Stoker Hendry in the boiler rooms.
  • Спасителем «Улисса» оказался «дед». «Дед», известный также под прозвищем «Персил», а официально старший инженер-механик Додсон Engineer Commander Dodson in the Engine Room.
  • Chrysler, the 17 year-old Able Seaman who spots the glint of the U-boat’s telescope, but lives to see his brother eviscerated by airplane fire in the Asdic chamber.
  • Assistant Cook McQuater, his boots soaked with freezing seawater in the arsenal, who sets the sprinklers off to kill the fire threatening the armoury even though he knows the hatchway out is jammed ie who drowns.
  • Stoker Riley, the apelike product of a Liverpool slum, a petty thief who stirs up the mutiny but volunteers to take coffee to Dodson in the damaged steering shaft.
  • Able Seaman Pedersen who superhumanly opens the jammed hatch to the Low Power Room allowing Brierly and the other trapped sailors to be rescued, before himself jumping in and pulling the hatch shut, dooming himself in order to save the ship.
  • The crews of all the merchantmen, destroyers, Condors and Stukas who are blowm uo, burned alive, drowned, frozen to death and otherwise destroyed in war’s horrifying futility…
командир «Улисса» капитан первого ранга Вэллери

вице-адмирал Винсент Старр, заместитель начальника штаба военно-морских сил

контр-адмирал Тиндалл (весь флот знал его по кличке «Фермер Джайлс»)

 Брукс — начальник корабельной медицинской службы


 Лейтенант медицинской службы Джонни Николлс  https://archive.org/details/HMSUlyssesAM/Chapter02.mp3










Hms Ulysses Attacked By Heinkel IIis Off North Cape painting by Glenn Secrest 



На Рождество 1943 года «Шарнхорст» и несколько немецких эсминцев под командованием контр-адмирала Эриха Бэя вышли в море с целью атаковать северные конвои JW 55B и RA 55A. К несчастью для немцев, их приказы были дешифрованы английскими криптографами и британское Адмиралтейство смогло заранее подготовиться. На следующий день из-за сложных метеоусловий Бэй не смог обнаружить конвой и отправил эсминцы южнее для поиска конвоя, оставив «Шарнхорст» в одиночестве. Менее чем через 2 часа корабль наткнулся на крейсера конвоя «Белфаст», «Норфолк» и «Шеффилд». «Белфаст» обнаружил «Шарнхорст» в 08:40 на расстоянии примерно 17 миль с помощью радара. Прикрывая конвой, британцы сблизились с «Шарнхорстом», установили визуальный контакт и открыли огонь, нанёсший линкору небольшие повреждения. В частности, была уничтожена носовая РЛС «Шарнхорста», что, возможно, послужило причиной дальнейших проблем линкора. Считая основной целью транспорты конвоя, немец оторвался от английских крейсеров, но пытаясь прорваться к транспортам, снова был ими настигнут и опять оторвался, нанеся повреждения крейсеру «Норфолк». После второй неудачи Бэй решил прекратить операцию и возвращаться. Приказ возвращаться получили и эсминцы. Английский линкор «Дюк оф Йорк» уже находился между «Шарнхорстом» и Норвегией, а немцы выключили кормовой радар, опасаясь выдать себя излучением этого прибора и не доверяя ему. Около 16:50 «Дюк оф Йорк» открыл по заранее освещённому осветительными снарядами немцу огонь с небольшой дистанции. «Шарнхорст» почти сразу же лишился башен ГК «Антон» и «Бруно» (последней временно), но бо́льшая скорость позволяла ему оторваться от «Дюк оф Йорк». Однако через час что-то случилось с котлами «Шарнхорста» (попаданием 356-мм бронебойного снаряда ГК английского линкора был пробит тонкий верхний броневой пояс и гласис главного котельного отделения (80-мм), возвышавшийся на 70-80-см НАД главной броневой палубой). После этого у линкора скорость упала до 8 узлов, оперативный ремонт позволил увеличить её только до 22, но судьба линкора была уже решена. Благодаря внезапности «Дюк оф Йорк» отделался минимальными повреждениями, «Шарнхорст» же, несмотря на мощное бронирование[4], потерял ход и, лишившись бо́льшей части артиллерии, стал уязвим для эсминцев. Несколько торпедных атак оказались удачными, как и стрельба «Дюк оф Йорк» с пистолетной дистанции, и вскоре наступила агония корабля, продолжавшаяся, однако, до 19:45, когда «Шарнхорст» ушёл под воду. После погружения с британских кораблей слышали мощные подводные взрывы.



кроме «Дервиша» в Архангельск в годы войны пришли ещё
 40 Северных конвоев.
 Всего 811 транспортных судов —
более 2 млн. тонн стратегических грузов, отправленных на фронт.
126 союзных кораблей погибло в Арктике, тысячи моряков не вернулись домой.
 Для всех них без различия национальностей последним пристанищем стало море.
Их оплакивали семьи в Ливерпуле и Портленде,
в Галифаксе и Архангельске,
в рыбачьих поселках Шотландии и поморских сёлах.

Подробности: https://regnum.ru/news/1959754.html


— Полагаете, что повторяется история с конвоем Пи–Кью–17?[13] — улыбнулся Тэрнер, но улыбка не коснулась его глаз. — Британский королевский флот не вынесет такого позора. Каперанг… контр–адмирал Вэллери никогда этого не допустит. Что касается меня и нашей банды головорезов и бунтарей, то ручаюсь, никто из нас не смог бы спать спокойно, совершив подобную подлость.


13Пи–Кью–17, крупный смешанный конвой, куда входило свыше тридцати английских, американских и панамских судов, вышел из Исландии, держа курс на Россию, под охранением полудюжины эскадренных миноносцев и дюжины кораблей меньшего тоннажа. Для непосредственной поддержки конвою была придана смешанная англо–американская эскадра, куда входили крейсера и эскадренные миноносцы. Севернее двигался отряд прикрытия, состоявший из авианосцев, двух линейных кораблей, трех крейсеров и соединения эскадренных миноносцев. Как это случилось и с конвоем Эф–Ар–77, капкан, пружиной которого являлся этот отряд, захлопнулся слишком поздно.
Дело происходило в 1942 году, в середине лета, так что попытка осуществить подобную операцию с самого начала была обречена на провал: в столь высоких широтах в июне и в июле ночи не бывает совсем. У меридиана 20 градусов восточной долготы конвой подвергся массированному налету авиации и подводных лодок противника.
В тот же самый день, когда это случилось, — 4 июля — эскадра прикрытия, состоявшая из крейсеров, получила донесение о том, что из Альта–Фьорда вышел «Тирпиц». (На самом же деле все обстояло иначе. Правда, «Тирпиц» действительно сделал краткую, но безрезультатную вылазку во второй половине дня 5 июля, но в тот же вечер повернул обратно. По слухам, он был атакован русской подводной лодкой.) Эскадра прикрытия и корабли эскорта, дав полный ход, скрылись в западном направлении, бросив конвой на произвол судьбы.
Транспорты вынуждены были рассеяться и кто как может, без всякого охранения, пробиваться в Россию. Нетрудно себе представить чувства, какие испытывали экипажи транспортов при виде этого бегства ради спасения собственной шкуры, этого предательства со стороны кораблей британского королевского флота.
Нетрудно представить себе и их опасения, но даже самые черные предчувствия не могли предвосхитить кошмарную действительность: двадцать три транспорта были потоплены вражескими подводными лодками и авиацией. Между тем «Тирпиц» так и не появился, его и близко не было возле конвоя; однако одно упоминание о нем заставило спасаться бегством целый флот.
Автору не известны все факты касательно конвоя РQ–17. Не пытается он также по–своему истолковывать и те факты, которые ему известны. Еще менее он склонен кого–то обвинять в происшедшем. Довольно любопытно то обстоятельство, что на командира эскадры адмирала Хамильтона, совершенно определенно, возлагать вину за случившееся не следует. Он не имел никакого отношения к принятию решения об отходе. Приказ об отходе был дан адмиралтейством, причем в самой категорической форме. Но все равно адмиралу не позавидуешь.
То было прискорбное, трагическое событие, ошеломившее общественное мнение, тем более что оно никак не соответствовало славным традициям британского военно–морского флота. Любопытно, что бы сказал, узнав о подобном, сэр Филип Сидней, поэт эпохи Возрождения, или же живший позднее Кеннеди, командир «Равалпинди», или же Фиджен, командир «Джервис Бея». Но нет никакого сомнения относительно того, что думали на этот счет торговые моряки, что думают они до сих пор. Те немногие из них, кто остался в живых, вряд ли простят это предательство. Вероятно, они всегда будут помнить о случившемся, а военные моряки будут всячески пытаться изгладить из своей памяти эту страшную историю. И тех, и других судить трудно. (Прим. автора.) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий