Первый русский историк-марксист Михаил Покровский, занявший после революции административные посты, давшие ему власть на «историческом фронте», сформулировал принцип отношения к прошлому: история есть политика, опрокинутая в прошлое
Американский писатель Амброз Бирс, циник и пессимист, пришел к выводу, что «история — это рассказ, как правило неверный, о событиях, главным образом незначительных, которые были результатом деятельности правителей, в большинстве негодяев, и солдат, как правило дураков».
. В 1939 г. один из самых известных советских медиевистов академик Греков Николай
Костомаров (1817—1885), историк-украинец, профессор Петербургского университета, писавший по-русски, выражал в середине XIX в. надежду на близость времени, «когда встретить у историка похвалу насильственным мерам, хотя бы предпринимаемым и допускаемым с целью объединения и укрепления государства, будет так же дико, как теперь было бы дико услышать с кафедры одобрения инквизиционных пыток и сожжений, совершавшихся не только с высшей целью единства веры, но еще с самой высшей и благой — ради спасения многих душ от адского огня в будущей жизни
в «Русской истории» Василия Ключевского (1841—1911), на которой воспиталось несколько поколений, не упоминается колониальная политика России.
Академик Тарле восторженно писал в 1946 г.; «У человека, который, по счастью нашему, руководит нашей Родиной, среди многих даров есть дар понимания заслуг людей, которые верно послужили народу. Сталинское поколение хорошо понимает, что такое история России, любовь к России»
Глава 1 ИМПЕРИЯ РЮРИКОВИЧЕЙ
Евразия
Евразия, евразийство — понятия, вошедшие в научный и политический словари в 1921 г., когда группа молодых русских ученых, оказавшихся в эмиграции, выпускает сборник «Исход к Востоку». Авторы — историк, философ, богослов, лингвист — свидетели революции, гражданской войны, распада российской империи, катастрофы, напоминающей Смутное время XVII в. «Россия в развалинах. Разбито и растерзано ее державное тело.
Николай Устрялов, идеолог отказа от борьбы с советской властью, зачинатель движения «Смена вех», видит в Третьем интернационале возможность реализации русской идеи Третьего Рима.
Историк Георгий
Вернадский утверждал: «Вся история Евразии есть последовательный ряд попыток
создания единого евразийского государства. Попытки эти шли с разных сторон — с
востока и запада. К этой цели клонились усилия скифов, гуннов, хазар,
турко-монголов и славяноруссов. Славяноруссы одолели в этой исторической
борьбе»3.
Философ и поэт Владимир Соловьев (1853—1900), горячий сторонник сближения православия и католичества, констатируя в конце XIX в. увлечение «Востоком», спрашивал Россию. «Каким же хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса иль Христа?»
Время и местоФилософ и поэт Владимир Соловьев (1853—1900), горячий сторонник сближения православия и католичества, констатируя в конце XIX в. увлечение «Востоком», спрашивал Россию. «Каким же хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса иль Христа?»
Эти безграничные равнины были предназначены для политического единства.
Анатоль Леруа-Болье. Париж. 1898
Степи российские являются продолжением степей азиатских и сливаются со степями венгерскими.
Степной материк — от Желтого моря до озера Балатон — был заселен кочевыми народами, которые с доисторических времен преодолевали в поисках пастбищ огромные дистанции.
Волны нашествий, зарождаясь в глубинах Азии, накатывались на степь: пришельцы оттесняли прежних обитателей, которые, в свою очередь, занимали пастбища более слабых народов.
Отец истории Геродот, посетивший в V в. до н.э. греческую колонию Ольвию, расположенную на правом берегу Буга, оставил основные сведения о первоначальных обитателях пространства, которые позднее станут называть южнорусскими степями.
Киммерийцы, первый — по сообщению Геродота — народ, обитавший на берегах Черного моря на рубеже II-I тысячелетия до н.э., оставил после себя немного следов
. История — прежде всего письменные источники
. «Повесть временных лет», составленная в начале XII в. монахом Нестором, — первая русская история, дошедшая до нас, служащая главным источником информации для всех исследователей Древней Руси.
Василий Ключевский называет Нестора «славянофилом»,
Лев Гумилев, современный историк, называет автора «Повести временных лет» западником.
В 1903 г. и в 1989 г. русские историки употребляют по отношению к историку XII в. термины, которые определяют важнейшее противостояние русской истории.
Большинство ученых согласно с некоторыми ответами на вопросы о начальном периоде Руси.
Нестор сформулировал их в первой фразе «Повести»: «...откуду есть пошла Русская земля...»
В подлиннике это звучит так: "В лето 6360, индикта 15 день, наченшю Михаилу царствовати, начася прозывати Руска земля. О сем бо уведахом, яко при сем цари приходиша Русь на Царьград, яко же пишется в летописаньи гречьстем. Тем же отселе почнем .и числа положим". летописец проводит расчет лет от легендарного Адама до первого года княжения Олега Русского князя
Византийский историк Прокопий (VI в.)
и его современник историк готов Иорнанд
первыми упоминают славянские племена (антов, венедов, склавинов).
Геродот называл
Днепр «самой производительной рекой не только в Скифии, но и во всем мире, за
исключением Нила». Греческий историк расхваливал великолепные пастбища по
берегам, чистую и необыкновенно вкусную воду, изобилие рыбы, залежи соли. Он
говорит, естественно, о возможностях, которые открывала река, связывавшая —
вместе с притоками — Балтику и Черное море. Этот торговый путь использовали многочисленные
греческие колонии, появившиеся на северном берегу Черного моря и восточном —
Азовского — за многие века до нашей эры: Ольвия, Херсонес, Феодосия, Фанагория
и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий