Политический
строй города на Волхове был уникален. В конце XX в., когда в России начались
поиски демократических традиций, обращение к истории Новгорода неизбежно. Все
крупные города Киевской Руси имели вече, которые постепенно, по мере усиления
княжеской власти, теряли свое значение. В Новгороде вече не переставало — до
поглощения города Москвой в XV в. — набирать силу. В 1136 г. после восстания
горожан против князя народное собрание — вече обрело полную власть, выбирая не
только князя, но и архиепископа63.
Новгород был
аристократической республикой, в которой все дела решались голосованием. Причем
решались быстро — внешние проблемы не позже, чем за два месяца, внутренние — за
один. Город делился на пять концов, каждый из которых составлялся из улиц.
Каждый конец имел своего старосту и постановления общего вече утверждались их
печатями. Каждая улица составляла отдельную общину, которая в случае нужды
собирала свое вече. Уличане стояли в круговой поруке и защищали друг друга от
посторонних притеснений. Концы имели свои знамена, выводили на войну свои полки
со своими воеводами. Прямая новгородская демократия принимала иногда типично
местную форму: в случае разногласия на вече представители различных мнений
выходили на кулачный бой, который обычно имел место на мосту через Волхов.
Вече принимало
князя и отказывало ему, если он был неугоден большинству; вече принадлежала
высшая судебная власть, оно издавало законы и отменяло их, объявляло войну и
заключало мир, устанавливало подати и повинности, определяло какую монету
употреблять. Принцип выборности распространялся даже на монастыри, где братия
решала, кому быть игуменом, келарем и ключником. Игумен затем утверждался
архиепископом.
Вече выбирало
посадника — главного представителя города: без него князь не мог править в
Новгороде. Летопись зарегистрировала немало случаев, когда новгородцы,
недовольные посадником, поднимались против него. В посадники избирались только
представители боярских родов. Духовенство не участвовало в вече, но, как и во
всех средневековых городах, имело в городе огромное влияние. В руках владыки —
архиепископа — был надзор за нравственностью — не только в духовных, но и в
мирских делах. Поэтому его суду принадлежали все преступления против уставов
церкви, но также все семейные ссоры, споры по имущественным делам, наследству и
т.д. Владыка заведовал всеми торговыми мерами и весами, что в купеческом городе
имело особое значение.
Финские племена
свободно жили на новгородской земле и в самом городе, имея право голоса в
общественных делах; пришельцы принимались в члены городского общества при
условии подчинения местным порядкам.
Новгород вел активную колонизационную политику, подчиняя себе земли и
население к северу от своих границ. Владения купеческой республики простирались
от Пскова до Белоозера и включали весь Север от Белого моря до Ледовитого
океана, до Урала, а, возможно, и Зауралье. В колониях новгородцы добывали
прежде всего меха. Чем дальше были подчиненные земли, тем меньше заметен был в
них новгородский
демократический характер. Богатый товарами, важный перевалочный пункт, Новгород
вел оживленную торговлю с западными городами — в первую очередь немецкими и
островом Готландом. Когда в XIII в. образовался Ганзейский союз, Новгород
предоставил ганзейцам особые условия — торговые дворы и конторы.
Своеобразие
политического строя, особый характер экономики породили новгородскую культуру
со своими героями — купцом Садко и буйным мореплавателем Васькой Буслаевым.
На новгородском
вече право голоса имели только домохозяева. Их дети, даже взрослые, не могли
участвовать в собрании, пока не заводили собственного хозяйства. Новгородская
молодежь, как младшие сыновья английских аристократов, искала выхода энергии за
стенами города — открывала новые земли для Новгорода, устраивала набеги на
соседей. Васька Буслаев — их герой. Но похожих богатырей — вольнолюбивых гуляк
— знают и другие земли. Только Новгород знает былинного героя-купца.
Археологические находки последних лет — короткие деловые заметки на берестяной
коре — свидетельствуют о широком распространении грамотности среди жителей
города. Самая старая русская рукопись — на церковно-славянском языке —
иллюстрированное Евангелие — было изготовлено в Новгороде в 1056—1057 гг.
История
Новгорода, его политических институтов, демонстрирует другую, альтернативную
модель развития русской земли. Аристократическая республика, живущая торговлей
и колонизаторской деятельностью, многими чертами напоминает итальянские города
XI—XIV вв. Княжество, занятое охраной торговых путей, расширением владений и
обороной границ, многими чертами политического устройства напоминает Византию.
Народное собрание — вече или самодержавная власть князя. Новгородский или
киевский путь: такой выбор давала русская история. Перечисляя заслуги великого
царя Петра I, Пушкин подчеркивает: в Европу прорубил окно. Новгородский путь
позволял просто-напросто открыть дверь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий