Грозный царь
Неизвестно, такая ли
загрубелость народа требует тирана государя, или от тирании князя этот народ
сделался таким грубым и жестоким.
Грозным называли уже Ивана III, но только за его
внуком навсегда укрепится это прозвище.Сигизмунд
Герберштейн. 1549
Через семь лет после вступления Василия III на престол Москву посетил Сигизмунд фон Герберштейн, приехавший послом от императора Максимилиана. Немецкого дипломата поразила власть великого князя: «Властью, которую он применяет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира; и докончил он также то, что начал его отец, а именно отнял у всех князей и других влиятельных лиц все их города и укрепления; всех одинаково гнетет он жестоким рабством, так что, если он прикажет кому-нибудь быть при его дворе или идти на войну, или править какое-нибудь посольство, тот вынужден исполнять все это на свой счет; он применяет свою власть к духовным, так же, как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно и по своей воле жизнью и имуществом всех».
Иван III еще подобной властью не обладал.Огромное
воздействие на интеллектуальное развитие жителей Московской Руси оказала
деятельность Максима Грека. До приезда в Россию Максим Грек (1480—1556,
светское имя Михаил Триволис) долго искал себя. Он родился в Греции, получил
образование и предпринял неудачную попытку политической деятельности, затем
постригся в монахи и жил в католическом доминиканском монастыре св. Марка во
Флоренции. В 1505 г. он внезапно перешел в православие и поселился на Афоне.
Василий III в 1518 г. вызвал его в Москву переводить греческие книги, прежде
всего «Псалтирь». В 1499 г. стараниями новгородского архиепископа Геннадия на
церковнославянский была переведена Библия. Стоит отметить, что участвовал в
создании геннадиевской Библии загадочный «Веньямин, родом славянин, а верой
латинян»46, доминиканский монах, активно помогавший Геннадию47.
Максим Грек
перевел «Псалтирь», другие книги, а также написал множество сочинений, в
которых он выступал в качестве проповедника.Роль Максима
Грека трудно переоценить. По свидетельствам современников, он первым привез в
Москву — с опозданием всего на 20 лет — известие об открытии Америки. На Руси
не обратили на это особого внимания и подробное описание путешествия Колумба
стало известно русским только в 1584 г., после перевода «Польской хроники»
Марцина Бельского. Максим Грек привез нечто более важное, чем информацию об
открытии Нового, очень далекого света. Побывавший в Албании и на Корфу, в
Венеции, Париже и Флоренции, Максим Грек принес весть о начавшемся интересе к
античным древностям, о новых веяниях, пробуждавших Запад. Его келья в Симоновом
монастыре стала местом, куда собирались москвичи, чтобы побеседовать о «книгах
и цареградских обычаях».
Максим Грек
кристаллизовал интерес к Западу, вызванный притоком иностранцев в Москву,
появление на Руси осторожного любопытства к «латинской» науке и культуре.
Значительно более образованный, чем его русские современники, обладатель
незаурядного литературного таланта, Максим Грек собрал вокруг себя пытливых,
ищущих духовных и светских. В его келье бывали князь Василий Патрикеев,
постриженный в монахи под именем Вассиана, единственный более или менее
самостоятельный богословский писатель XVI в. Зиновий Оттенский, князь Андрей
Курбский. Полагают, что его советами пользовался перво-печатник Иван Федоров,
известны послания М. Грека Федору Карпову, видному дипломату и публицисту
Московской Руси.. Тесно был
связан с Максимом Греком и князь Андрей Курбский, потомок Рюриковичей и
наиболее острый критик московского самодержавия. Перу Максима Грека
принадлежало «Слово», в котором «с жалостью» излагались «нестроения и
бесчиния царей и властей». Автор обличал корыстных и неправедных правителей,
притеснявших тех, кто им подвластен. «Шел я по трудному и исполненному скорби
пути, — рассказывает Максим Грек, — и увидел жену, сидящую на дороге, которая,
склонив голову на руки и на колени, горько и неутешно плакала». После
настойчивых просьб плачущая вдова открывает свое имя: Василия (т.е. царство —
от греческого Базилея — царство). И объясняет причину горькой скорби: исчезли
благочестивые цари, остались лишь такие, которые стараются лишь об увеличении
своих границ, из-за этого вооружающиеся друг на друга, друг друга обижающие и
радующиеся кровопролитию верных людей49.Место в обществе, права и обязанности сословий в
феодальной Европе определялись строгими юридическими нормами, законами и правилами.
В Московской Руси было два источника права: воля князя и старинный обычай.
Высшая аристократия сопротивлялась единодержавию, опираясь на обычай.
Всевластие князя по отношению к боярам ограничивалось особым институтом —
местничеством. Сложная система вычисления места, занимаемого данным родом среди
других знатных семей, сводилось к непререкаемому обычаю: служебное положение,
раз занятое предком, переходило к его потомкам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий