«Слово о законе и
благодати», написанное березовским священником Иларионом между 1037 и 1050 гг.
«Слово» состоит из трех частей:
о законе и благодати;
похвала кагану нашему
Владимиру;
молитва к Богу о нашей земле.
. «Слово» —
первый в русской литературе патриотический манифест, свидетельствующий о силе
державы Ярослава, достойного сына Владимира, содержащий зерно позднейших
взглядов на судьбу России.
Иларион сравнивает Ветхий завет и Новый, утверждая
превосходство Нового, то есть христианства над иудейством.
В эпоху иудейства
отношения между Богом и людьми определялись «законом», началом несвободным,
принудительным, употребляя современную терминологию — формальным.
В эпоху
христианства — действует «благодать», означающая свободное общение человека с
Богом.
Проблема
«закона», связывающего человека формальными узами, и «благодати», позволяющей
душе свободное парение, станет позднее одним из главных предметов споров
русских философов.
Историки не перестают искать ответа на вопрос: чем
объясняется антииудейская направленность текста? Только ли противопоставлением
Ветхого завета Новому?
Н. Гудзий полагал в 1938 г., что Иларион излагает
обычное в церковно-исторических концепциях средневековья представление о смене
иудейства христианством как важнейшего момента мировой истории. «Нет никаких
оснований усматривать в первой части «Слова» Илариона какие бы то ни было
признаки полемики его с якобы существовавшей в древней Руси еврейской
пропагандой...»
остается предметом живейшей дискуссии определение
патриотизма, который восхваляет Иларион: был ли он русским или украинским?
Михаиле Грушевский, историк и политический деятель,
в краткой истории Украины, написанной в 1906 г., категоричен: «При Владимире и
Ярославе украинская держава лежала между Карпатами и Кавказом, а на севере
доходила до Волги и великих озер вблизи Петербурга
Разногласия в
интерпретации сочинения Илариона, споры о национальном происхождении
патриотизма, восхваляемого в «Слове», подчеркивают значение текста, который
можно назвать первым манифестом рождающегося имперского сознания.
первую запись юридических норм, которая, дополняясь при сыновьях Ярослава, получит название «Русской правды» и станет основным законом Руси на долгие годы.
Князья не обязательно соглашались с решением вече — образцом прямой демократии, но вынуждены были его учитывать. Ротация, ощущение временности пребывания князя на княжеском престоле, снижали его авторитет, что вело к увеличению значения вече.
Воинственные кочевники, известные, как кипчаки (по-тюркски), половцы (по-русски), куманы (по-гречески), занимают место печенегов. Все XII столетие Русь будет воевать с ними. До 1222 г., когда появятся монголы, половцы останутся хозяевами русской степи
Василий Татищев, автор первой «Истории Российской с самых древнейших времен» (1768)Мятеж киевлян, отвергших в 1113 г. законного преемника Святополка, и призвавших Мономаха, сопровождался еврейским погромом.
Летописи регистрируют восстание киевлян в 1113 г., сопровождавшееся избиением евреев, и пожар города в 1124 г., когда также пострадали евреи. Невозможно вернуться на восемь столетий назад и — без достаточных источников — точно восстановить, «как это было», что по словам Леопольда фон Ранке является целью историка. Но отношение последующих поколений к событию определяет его значение в истории народа. Василий Татищев, рассказав о погроме и выселении евреев, восхваляет веротерпимость России, которая «не токмо разных исповеданий христиан, но и магометан и язычников многим числом наполнена»115. Россия в это время была уже официально империей, следовательно, но определению, государством веротерпимым. Русский историк делает, однако, исключение для двух народов: «Едины жиды от Владимира II (Мономаха) до днесь не терпятся ... как и цыганов не для веры в государстве терпеть не безвредно».Константин Кавелин, либеральный историк XIXпризвали
Владимира Всеволодовича, звавшего себя Мономахом — по имени деда с материнской
стороны, византийского императора Константина Мономаха.первую запись юридических норм, которая, дополняясь при сыновьях Ярослава, получит название «Русской правды» и станет основным законом Руси на долгие годы.
Князья не обязательно соглашались с решением вече — образцом прямой демократии, но вынуждены были его учитывать. Ротация, ощущение временности пребывания князя на княжеском престоле, снижали его авторитет, что вело к увеличению значения вече.
Воинственные кочевники, известные, как кипчаки (по-тюркски), половцы (по-русски), куманы (по-гречески), занимают место печенегов. Все XII столетие Русь будет воевать с ними. До 1222 г., когда появятся монголы, половцы останутся хозяевами русской степи
Василий Татищев, автор первой «Истории Российской с самых древнейших времен» (1768)Мятеж киевлян, отвергших в 1113 г. законного преемника Святополка, и призвавших Мономаха, сопровождался еврейским погромом.
1169 г. внук Мономаха князь ростово-суздальский
Андреи Боголюбский организует коалицию князей и во главе огромной армии
захватывает Киев. . Летопись
рассказывает о грабежах, насилиях, о пожарах предварительно ограбленных
церквей. Андреем Боголюбским, отец которого Юрий Долгорукий трижды был великим
князем киевским, очень нелюбимым горожанами, владела не только жажда мести, но
и желание унизить столицу империи Мономаха, превратить ее в слабый, разрушенный
город, не имеющий значения. Когда через полвека монголы Батыя взяли Киев, они
разорили его меньше, чем христианский князь-рюрикович.Судьба Юрия Долгорукого, князя Суздальского,
который трижды — по праву наследства — занимал великокняжеский стол в Киеве, и
трижды покидал город в результате ссоры с горожанами, символизирует положение
на юге. Недостаточно было иметь право на золотой киевский стол, необходимо было
иметь согласие киевлян. Чувства свои они выражали бурно. После смерти князя
Юрия в 1157 г. вспыхнуло восстание: горожане вырезали суздальцев, приведенных в
город князем. Армия Боголюбского, разрушившая город 12 лет спустя, сводила,
между прочим, счеты с непокорными киевлянами.Украинский
историк Михайло Грушевский, рассказывая в начале XX в. о разорении Киева
Андреем Боголюбским, считает необходимым подчеркнуть: князь пришел из
Владимира, лежащего возле Москвы. Украинский историк сознательно идет на
модернизацию: он знает, что в 1169 г. Владимир был столицей княжества, а Москва
— именем недавнего поселения. Для него важно подчеркнуть древние истоки
конфликта между Украиной и Россией. Их исконное противостояние, подтверждающее,
по его убеждению, наличие двух народов: украинского и русского.Леруа-Болье, не опасаясь упреков в пристрастности,
разъясняет смысл понятия «народная цельность»: «Между новыми суздальскими
русскими и первоначальными русами не было ни расовой борьбы, ни национальной
розни, как позднее настаивали те, кто хотел представить русских и малороссов
двумя разными народами»Общая вера, общий
язык, общая письменность создавали основу единства, которое ощущалось как
«Русская земля». Нигде, ни в одном памятнике, — подчеркивает Василий
Ключевский, великий знаток древнерусских источников, мы «не встретим выражения
русский народ».
Комментариев нет:
Отправить комментарий