ШЕ́ХТЕР Шломо (Шнеур Залман; Schechter, Solomon;
1847, Фокшани, ныне Румыния, – 1915, Нью-Йорк), ориенталист-гебраист,
исследователь талмудической и раввинистической литературы, теолог,
деятель консервативного иудаизма в США. Родился в хасидской семье приверженцев движения Хабад.
Отец Шехтера был шохетом (резником). В юности Шехтер уехал во Львов,
где учился у выдающегося талмудиста рабби И. Ш. Натансона (1808–75). В
1871 г. переехал в Вену и вскоре поступил в семинарию Бет ха-мидраш,
где учился до 1879 г. у раввина А. Я. Вейса (1815–1905) и раввина М.
Фридмана (1831–1910). Здесь он приобрел интерес к научному изучению
талмудических и раввинистических источников и научному подходу к
еврейской традиции. Уже в семинарии он сформулировал одну из своих
основных идей о еврейской общине, играющей решающую роль в образе жизни и мышлении евреев. С 1879 г. Шехтер учился в берлинской Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс (Высшая школа иудаистики), а также в Берлинском университете.
В 1882 г. Шехтер принял приглашение К. Д. Г. Монтефиоре
и приехал в Лондон в качестве преподавателя языка иврит и
раввинистической литературы. В Англии он приобрел известность как
исследователь талмудической литературы, особенно после выхода в свет в
1887 г. его комментированного издания Авот де-рабби Натан (см. Талмуд. Малые трактаты).
В 1890 г. Шехтер стал преподавать на кафедре Талмуда в Кембриджском
университете, в 1891 г. университет присвоил ему степень доктора
«хонорис кауза» (за научные заслуги), а в 1892 г. он был принят в штат
как лектор. В 1894 г. Шехтер начал читать курс по богословию в
Лондонском университете. В мае 1896 г. он сделал сенсационное сообщение о
том, что большая часть обнаруженного им неизвестного оригинала на
иврите апокрифической книги притч «Премудрость Бен-Сиры», по его мнению,
происходит из генизы древней каирской синагоги «Бен-Эзра». (Шехтер выпустил комментированное издание, Кембридж, 1899 г.; см. Бен-Сиры Премудрость.)
В декабре 1896 г. Шехтер был командирован Кембриджским
университетом в Каир для разбора материалов генизы синагоги «Бен-Эзра».
Шехтер, по сути, открыл для науки сокровища генизы — рукописи и
документы 8–19 вв. Это открытие вызвало сенсацию в научном мире, оно
оказало и продолжает оказывать значительное влияние на исследования по
еврейской истории (в особенности средневековой — 10–13 вв.) и культуре. В
1897 г. Шехтер привез в Англию более ста тысяч манускриптов (около 140
тыс. фрагментов), которые он получил от еврейской общины Каира в дар для
знаменитого университета (часть из них он приобрел у антикваров). Эту
коллекцию Шехтер и руководитель Сен-Джон колледжа Ч. Тейлор (он
финансировал поездку Шехтера для поиска и разбора рукописей) передали
Кембриджскому университету. Многие рукописи и документы генизы Шехтер
опубликовал со своими комментариями (в том числе труды Са‘адии
Гаона и материалы о его жизни, источники, касающиеся жизни евреев в
Эрец-Исраэль в 11 в., документы по истории еврейских сект и многое
другое). В 1899 г. Шехтер был назначен профессором языка иврит в
университетском колледже Лондона.
В 1901 г. Шехтер принял предложение занять пост президента Еврейской теологической семинарии
в Нью-Йорке. На этом посту он проработал с 1902 г. до последних дней
жизни. Под его руководством семинария была реорганизована и получила
академический статус. Она стала одним из ведущих в мире еврейских
учебных заведений и важнейшим центром еврейского духовного возрождения в
США. По инициативе Шехтера в 1913 г. была создана Объединенная синагога
Америки — основное учреждение консервативного иудаизма в США,
включившее все консервативные конгрегации. Шехтер, по сути, заложил в
США основы философии консервативного иудаизма. Еврейская национальная
идея и сионизм — неотъемлемая часть его концепции консервативного
иудаизма. Он подчеркивал, что иудаизм является неделимым целым, в
котором религиозное и национальное тесно связаны между собой.
Шехтер не сразу присоединился к политическому сионизму, так как считал его основателей недостаточно религиозными, «далекими от веры и души еврейского народа». Он утверждал, что Эрец-Исраэль станет центром иудаизма, а не «национальным домом». Шехтер в этом вопросе до некоторой степени разделял взгляды Ахад-ха-‘Ама.
Тем не менее в 1905 г. он вошел в Федерацию американских сионистов,
убедившись, что сионизм — «истинное проявление глубинного еврейского
сознания». Он провозгласил сионизм «важнейшим бастионом, противостоящим
ассимиляции». Шехтер примыкал к религиозному течению в сионизме,
заявляя, что ему ближе всего взгляды представителей Мизрахи. Он энергично боролся с идеями территориализма:
«Сионизм с Палестиной — это идеал, ради которого стоит жить и умереть.
Без Палестины сионизм не значит ничего. Любое автономное еврейское
государство вне Палестины означает разрушение иудаизма и полный разрыв с
нашими традициями». В 1913 г. Шехтер участвовал в 11-м Сионистском
конгрессе в Вене (см. Сионистская организация; Сионистские конгрессы).
Придерживаясь избранного им направления между ортодоксией и
реформизмом, Шехтер сочетал научную объективность с глубокой верой, а
также с гибкостью и новаторством в теории и практике иудаизма. В то же
время Шехтер возражал против твердой фиксации реформ в иудаизме, считая,
что изменения должны происходить естественно, а не приниматься «неким
синодом».
Перу Шехтера принадлежат работы, в которых излагается
концепция американского консервативного иудаизма: «Исследования по
иудаизму» (тт. 1–3, 1896–1924), «Некоторые аспекты раввинистической
теологии» (1909), «Выступления в семинарии и другие доклады» (1915).
Одно из фундаментальных изданий памятников Каирской генизы
носит название «Гинзей Шехтер» («Сокровищницы Шехтера»; тт. 1–3, 1928), а
открытый в 1953 г. филиал Еврейской теологической семинарии в
Иерусалиме в память Шехтера назван «Неве Шехтер».
Комментариев нет:
Отправить комментарий