сти, бытовой рутине и провинциализму мышления — была на стыке
двух веков блистательно стареющая Европа с ее аморальной свобо-
дой и утонченнейшим индивидуализмом!
Какими вдохновительными представлялись и ее средиземноморская старина, и порывы к
неизведанным далям!
Казалось, что российское обновление с нею
спаяно навсегда.
Пророки ее, мучители и мученики, заняли у нас
командные высоты.
Назову только несколько имен — Ницше, Ибсен,
Метерлинк, Бодлер, Рёскин, Уайльд...
Они стали символами для
новой эпохи (я имею в виду так называемый «модернизм» начала
двадцатого века).
В особенности обольщал французский (вернее — парижский)
«конец века».
Все в нем самое современное, самое необычное, самое
«для немногих», а то и болезненно-упадочное, завораживало и зара-
жало...
Теперь-то, умудренные эротикой Генри Миллера, всеотрица-
нием Сартра и всеизвращением Пикасср, мы ко всему привыкли.
Но тогда!
в те ранние времена произвели сенсацию рассказанные Михайловским, на страницах «Русского богатства», романы Гюисманса — «А rebours» и «La-bas»
Жори́с-Карл Гюисма́нс (нидерл. Joris-Karl Huysmans; настоящее имя — Шарль-Жорж-Мари́ Гюисма́нс, фр. Charles-Georges-Marie Huysmans; 5 февраля 1848 — 12 мая 1907) — французский писатель. Первый президент Гонкуровской академии (с 1900).
Написанный в 1884 роман «Наоборот» (À rebours) считается манифестом европейского декаданса конца XIX века.
В романе «Бездна», Là-bas, 1891 (в русском переводе также известен под названием «Там внизу») выведен кружок современных сатанистов. Роман также примечателен описанием чёрной мессы.
Те, кого так много От неимения абсента, От созерцания кобур - Я раздраженней дез'Эссента У Гюисманса в "A rebours". И глаз чужих прикосновенье На улице или в лесу - Без бешенства, без раздраженья, Без боли - как перенесу?!. А от "мурлыканья" и "свиста" Меня бросает в пот и дрожь: В них ты, ирония, сквозисто Произрастаешь и цветешь! Но нет непереносней боли - Идти дорогой меж домов, Где на скамейках в матиоле Немало "дочек" и "сынков"... Скамейки ставят у калиток, И дачники садятся в ряд; Сидят, и с мудростью улиток О чем-то пошлом говорят. И "похохатывают" плоско, - Сам чёрт не разберёт над чем: Над тем ли, что скрипит повозка, Иль над величием поэм!.. "A rebours".-"Наоборот", роман фр. писателя Ж.К. Гюисманса.
Из сборника «Соловей (1923)». Дата создания: 1918,
«Мир искусства», за несколько лет своего существования, «перетряс» вчерашние предрассудки и открыл двери всем новшествам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий