глава 8
галерея еретиков
ЯННА́Й, литургический поэт, один из главных представителей классического, так называемого «восточного» пиюта. Впервые Яннай упоминается у Я‘куба ал-Киркисани (10 в.): один раз как сочинитель гимнов на иврите вместе с Эл‘азаром (Калиром) и Пинхасом и дважды как авторитет в вопросах религиозного законодательства. Приблизительно в то же время Са‘адия Гаон упомянул Янная среди «старинных поэтов» (Иосе бен Иосе, Калир, Пинхас и другие), стихотворения которых должны служить образцом для подражания. В анонимном поэтическом руководстве, по всей видимости, составленном в круге Са‘адии, стихи «знаменитого Янная» приводятся как образчик рифмованной прозы. Гершом бен Иехуда Меор ха-Гола сообщает, что Яннай сложил кровот (поэмы из цикла, приуроченного к чтению Амиды) для каждой парашат ха-шавуа. Следует отметить, что Тора делится у него не в соответствии с неделями одного года, а по принятому в Эрец-Исраэль обычаю — в соответствии с трехгодичным циклом. Таким образом число кровот составляло около 150. Литургический поэт Эфраим бен Я‘аков из Бонна (родился в 1132 г. – умер не ранее 1196 г.) называет Янная учителем Калира. Эфраим также приводит сообщение о том, что в Ломбардии не поют гимн Янная «Оней питрей рахматаим» (крова к книге Исход; часть ее включена в Хаггаду пасхальную), потому что считают его убийцей Калира, умершего от укуса скорпиона, которого Яннай якобы подложил в сандалию своего ученика.
Упоминания о Яннае у более поздних авторов отсутствуют; до начала 20 в. были известны лишь фрагменты из «Оней питрей рахматаим», в том числе пиют «Аз ров нисим» из Хаггады пасхальной. В 20 в. в Каирской генизе были обнаружены и идентифицированы несколько кровот и пиютов, а также ряд фрагментов произведений Янная. Эти открытия позволили исследовать структурные и языковые особенности поэзии Янная, в частности, его кровот, которые служили образцом для более поздних поэтов, работавших в этом жанре.
Кровот Янная делятся на два основных типа: кедушта и шивата. Кедушта, предназначенная для субботней молитвы Шахарит, основывается на первых трех бенедикциях Амиды и на парашат ха-шавуа данной недели. «Оней питрей рахматаим» содержит акростих имени Янная. Шивата, предназначенная для молитвы Мусаф и литургии на исходе субботы и праздников, основывается на семи бенедикциях Амиды, причем всегда включаются три первых и три последних благословения.
Многочисленные языковые и стилистические параллели указывают на тесную связь поэзии Янная и мидрашей, сложившихся в Эрец-Исраэль. Вместе с тем существуют значительные языковые различия между поэзией Янная и произведениями Иосе бен Иосе, единственного предшественника Янная, чье имя дошло до наших дней; это свидетельствует о том, что в развитии литургической поэзии были промежуточные этапы. Кроме того, Яннай жил несколькими столетиями раньше Са‘адии Гаона, который говорит о нем как о поэте далекого прошлого. Согласно легенде, Яннай был учителем Калира, но время жизни самого Калира точно не установлено. Все эти данные не позволяют определенно датировать деятельность Янная. Большинство исследователей склонны относить его творчество к 6–7 вв., хотя не исключена возможность, что Яннай жил и творил в 4–5 вв. По всей видимости, Яннай жил в Эрец-Исраэль. Его имя пишется в соответствии с нормами правописания, принятыми в Иерусалимском Талмуде (יניי, а не ינאי).
галерея еретиков
летом 1914 года, после того как Давидсон обнаружил во фрагментах генизы первые следы литургической поэзии Яная...
давно пропавшие сокровища Яная
ЯННА́Й, литургический поэт, один из главных представителей классического, так называемого «восточного» пиюта. Впервые Яннай упоминается у Я‘куба ал-Киркисани (10 в.): один раз как сочинитель гимнов на иврите вместе с Эл‘азаром (Калиром) и Пинхасом и дважды как авторитет в вопросах религиозного законодательства. Приблизительно в то же время Са‘адия Гаон упомянул Янная среди «старинных поэтов» (Иосе бен Иосе, Калир, Пинхас и другие), стихотворения которых должны служить образцом для подражания. В анонимном поэтическом руководстве, по всей видимости, составленном в круге Са‘адии, стихи «знаменитого Янная» приводятся как образчик рифмованной прозы. Гершом бен Иехуда Меор ха-Гола сообщает, что Яннай сложил кровот (поэмы из цикла, приуроченного к чтению Амиды) для каждой парашат ха-шавуа. Следует отметить, что Тора делится у него не в соответствии с неделями одного года, а по принятому в Эрец-Исраэль обычаю — в соответствии с трехгодичным циклом. Таким образом число кровот составляло около 150. Литургический поэт Эфраим бен Я‘аков из Бонна (родился в 1132 г. – умер не ранее 1196 г.) называет Янная учителем Калира. Эфраим также приводит сообщение о том, что в Ломбардии не поют гимн Янная «Оней питрей рахматаим» (крова к книге Исход; часть ее включена в Хаггаду пасхальную), потому что считают его убийцей Калира, умершего от укуса скорпиона, которого Яннай якобы подложил в сандалию своего ученика.
Упоминания о Яннае у более поздних авторов отсутствуют; до начала 20 в. были известны лишь фрагменты из «Оней питрей рахматаим», в том числе пиют «Аз ров нисим» из Хаггады пасхальной. В 20 в. в Каирской генизе были обнаружены и идентифицированы несколько кровот и пиютов, а также ряд фрагментов произведений Янная. Эти открытия позволили исследовать структурные и языковые особенности поэзии Янная, в частности, его кровот, которые служили образцом для более поздних поэтов, работавших в этом жанре.
Кровот Янная делятся на два основных типа: кедушта и шивата. Кедушта, предназначенная для субботней молитвы Шахарит, основывается на первых трех бенедикциях Амиды и на парашат ха-шавуа данной недели. «Оней питрей рахматаим» содержит акростих имени Янная. Шивата, предназначенная для молитвы Мусаф и литургии на исходе субботы и праздников, основывается на семи бенедикциях Амиды, причем всегда включаются три первых и три последних благословения.
Многочисленные языковые и стилистические параллели указывают на тесную связь поэзии Янная и мидрашей, сложившихся в Эрец-Исраэль. Вместе с тем существуют значительные языковые различия между поэзией Янная и произведениями Иосе бен Иосе, единственного предшественника Янная, чье имя дошло до наших дней; это свидетельствует о том, что в развитии литургической поэзии были промежуточные этапы. Кроме того, Яннай жил несколькими столетиями раньше Са‘адии Гаона, который говорит о нем как о поэте далекого прошлого. Согласно легенде, Яннай был учителем Калира, но время жизни самого Калира точно не установлено. Все эти данные не позволяют определенно датировать деятельность Янная. Большинство исследователей склонны относить его творчество к 6–7 вв., хотя не исключена возможность, что Яннай жил и творил в 4–5 вв. По всей видимости, Яннай жил в Эрец-Исраэль. Его имя пишется в соответствии с нормами правописания, принятыми в Иерусалимском Талмуде (יניי, а не ינאי).
Комментариев нет:
Отправить комментарий