ДУНА́Ш БЕН ЛАБРА́Т (также Либрат, ал-Абрад, Адоним ха-Леви; середина 10 в.), поэт и грамматик. По сообщению Моше Ибн Эзры, Дунаш бен Лабрат родился в Багдаде и получил образование в Фесе. Отпрыск знатного рода, Дунаш бен Лабрат учился в Багдаде у Са‘адии Гаона и был обладателем почетного титула наси. По-видимому, некоторое время жил в Кордове. Есть основание полагать, что он дожил, по меньшей мере, до 60 лет.
Как филолог Дунаш бен Лабрат стал известен благодаря полемике с Менахемом бен Я‘аковом Ибн Саруком о значении ряда слов и выражений в языке иврит, неправильное истолкование которых, по мнению Дунаша бен Лабрата, вело к ошибкам в вопросах Галахи и веры. Как поэт Дунаш бен Лабрат впервые использовал просодию и жанровые формы арабской поэзии для создания стихов на иврите и тем самым заложил основы еврейской поэтики средних веков и первым ввел светскую поэзию в средневековую литературу на иврите. Ибн Габирол в хвалебной оде, посвященной Шмуэлю ха-Нагиду, называет Дунаша бен Лабрата величайшим поэтом всех времен. Известно лишь несколько стихотворных произведений Дунаша бен Лабрата, большая часть которых сохранилась в отрывках. Религиозная поэзия Дунаша бен Лабрата включает субботнюю застольную песню «Дрор икра» («Он возгласит свободу») и «Двай хасер» («Устрани страдания»), ставшую частью благодарственного славословия после свадебной трапезы. Светская поэзия Дунаша бен Лабрата, как и светская поэзия других еврейских поэтов его времени, состоит из песен о дружбе и хвалебных од и проникнута морализаторской тенденцией.
Как филолог Дунаш бен Лабрат стал известен благодаря полемике с Менахемом бен Я‘аковом Ибн Саруком о значении ряда слов и выражений в языке иврит, неправильное истолкование которых, по мнению Дунаша бен Лабрата, вело к ошибкам в вопросах Галахи и веры. Как поэт Дунаш бен Лабрат впервые использовал просодию и жанровые формы арабской поэзии для создания стихов на иврите и тем самым заложил основы еврейской поэтики средних веков и первым ввел светскую поэзию в средневековую литературу на иврите. Ибн Габирол в хвалебной оде, посвященной Шмуэлю ха-Нагиду, называет Дунаша бен Лабрата величайшим поэтом всех времен. Известно лишь несколько стихотворных произведений Дунаша бен Лабрата, большая часть которых сохранилась в отрывках. Религиозная поэзия Дунаша бен Лабрата включает субботнюю застольную песню «Дрор икра» («Он возгласит свободу») и «Двай хасер» («Устрани страдания»), ставшую частью благодарственного славословия после свадебной трапезы. Светская поэзия Дунаша бен Лабрата, как и светская поэзия других еврейских поэтов его времени, состоит из песен о дружбе и хвалебных од и проникнута морализаторской тенденцией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий