М. А. Алданов (Ландау) также начал печататься еще
в России и по возрасту принадлежал к старшему поколению, но его в основном следует причислить к писателям
зарубежным.
Он, бесспорно, один из крупнейших русскихписателей эмигрантской формации.
Перу Алданова принадлежит около 20 томов.
В России он успел выпустить
только одну книгу о Толстом и Ромэн Ролане и философскую брошюру «Армагедон». В эмиграции уже в 35-летнем возрасте он обнаружил исключительное дарование
исторического романиста. Вслед за «Св. Елена, маленький остров» появились его романы «Девятое Термидора»,
«Чортов мост», «Заговор», «Ключ», «Бегство», «Десятая
Симфония», «Пещера», «Начало Конца», «Пуншевая водка», «Могила воина», «Истоки», «Живи как хочешь», «Повесть о смерти», «Бред» и «Самоубийство». Романы Алданова охватывают громадную эпоху, — от французской
революции 1789 года до наших дней. Каждый роман в
отдельности представляет собой самостоятельное, законченное произведение, все они пронизаны общими идеями,
связывая далекое прошлое с настоящим.
Характерно, что Алданов выше всех писателей в мире
ставивший Толстого и учившийся у него искусству исторического романа, очень осторожно обходит в своих произведениях эпоху «Войны и Мира», — хотя наполеоновского периода ему приходилось касаться в своих книгах.
Романы Алданова замечательны не только своим историко-философским содержанием и занимательностью, но и
необыкновенной точностью в изложении событий. Алданов
был наиболее «европейским» из русских писателей в эмиграции и наиболее в их среде образованным. Достаточно
сказать, что он окончил физико-математический и юридический факультеты в Киевском университете, Школу социальных наук в Париже и, одновременно с романами, писал и научные труды по химии, высоко расценивавшиеся
специалистами. Почти все романы Алданова переведены
на иностранные языки (некоторые — на 24 языка).
Алданов обладал обширнейшими знаниями, приобретенными в процессе 35-летнего непрерывного и кропотливого труда в исторических архивах и библиотеках. По приемам своей работы он был очень близок к французскому
историку и писателю Ленотру, автору «Старых домов, старых бумаг».
Писательский диапазон Алданова был огромный: он сочетал в себе качества историка, философа, психолота и художника.
Романы его являются, по существу,
громадной галлереей исторических портретов: в них проходят Робеспьер и Наполеон, Сперанский и Суворов, Микельанджело и Бетховен, Достоевский и Желябов, Витте
и Ленин .. .
Эта способность к историческому портрету особенно
сказалась в книгах, которые многими считаются исключительно ценными в творчестве Алданова: он оставил несколько томов замечательных очерков «Земли-люди»,
«Портреты», «Современники». В этих книгах Алданов проявляет также свое высокое мастерство эссеиста, — он написал удивительные психологические и исторические этюды таких разных по типу людей, как Пилсудский, Кайо,
генерал Пишегрю, Ганди, Де Валера, Черчиль, Клемансо, Сталин, Гитлер.
О трилогии Алданова из современной нам эпохи — «Ключ», «Бегство», «Пещера» — мнения
критиков различны. В «Начале конца» показана Европа накануне второй мировой войны; в «Живи как хочешь» Ал-
данов дал картину послевоенную, и эти романы внутренне
между собой связаны, окрашенные усиливавшимся с годами в творчестве Алданова, — чувством обреченности и
пессимизма. В романах позднейшего времени события исторические являются только фоном, своего рода декорацией,
перед которой движутся живые и знакомые нам люди. Как
правило, женские типы удавались писателю меньше мужчин, — его Муся Кременецкая, Надя «Начала Конца» и
также Надя в «Живи как хочешь» — холодноваты и неубедительны. Умные, философствующие старики в романах Алданова куда интереснее его «фатальных» женщин;
изображение человеческих страстей мало поддается рационалистической натуре писателя.
Может быть поэтому настоящего Алданова надо искать в его философской книге «Ульмская ночь», которую
он считал самой своей значительной и удавшейся, — в моменты откровенности со свойственным ему пессимизмом
Алданов говорил друзьям, что, вероятно, от него останется только одна эта книга. Посвященная «философии случая» «Ульмская ночь» является как бы послесловием к
историческим романам Алданова: случай объясняет все,
что происходит в мире — он нарушает все расчеты, планы
и законы. Алданов все прочел и все знал, все запомнил, а то,
что запомнить не было возможности, тщательно заносил
своим бисерным почерком в одну из записных книжек.
После смерти писателя по его завещанию все эти записи,
результат гигантского труда, были уничтожены, — Алданов не хотел, чтобы чужие люди рылись в его «писательской лаборатории».
Он был не только интересным, но и самым любимым
эмигрантским писателем. Выход каждой новой его книги
был большим литературным событием.
Когда М. А. Алданова начнут издавать и читать в России, — его «открытие» будет подлинным праздником для русского читателя
и по ту сторону занавеса.
**
Комментариев нет:
Отправить комментарий