В противовес консерватории родилась Бесплатная музыкальная школа (БМШ) по инициативе М.А. Балакирева, В.В. Стасова и хорового дирижера Г.Я. Ломакина.
Сегодня стало очевидным, сколь важную роль сыграли первые русские консерватории в подготовке отечественных музыкантов самого высокого уровня (среди их выпускников были П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, Н.К. Метнер и многие другие уникальные музыканты, снискавшие мировую известность
музыкально-организаторская деятельность А.Г. Рубинштейна (РМО, консерватория, певческая академия) вызвала у его противников (композиторов «Могучей кучки») резко отрицательное отношение.
авторитет А.Г. Рубинштейна как музыканта-профессионала в России и за рубежом был необычайно высок, а его благородные дела со временем дали свои добрые всходы и навсегда вошли в историю русского музыкального просвещения.
Он руководил созданной им Певческой академией, первой русской консерваторией и организацией РМО.
Он был всемирно известен как выдающийся пианист своего века. Наряду с этим А. Рубинштейн прославился и как талантливый вдохновенный мастер-импровизатор, феноменально владеющий техникой, колоритом и динамикой
А. Рубинштейн учился в Европе у знаменитого немецкого педагога З. Дена в Берлине (как в свое время и М.И. Глинка), а его первым учеником стал П.И.Чайковский (именем которого была впоследствии названа Московская консерватория, основанная его братом Николаем). Кроме того, он был известен при жизни не только как пианист, дирижер и композитор, но и как талантливый литератор - автор целого ряда статей («Короб мыслей» и др.)
он первым в России с 1885 г.
стал проводить грандиозные по своим масштабам циклы исторических
лекций-концертов по разным городам России и Европы — «Фортепианная музыка в
эволюции», демонстрируя публике свой талант как пианиста и музыковеда. По его
инициативе в 1890 г. в Петербурге был основан первый в России Международный
конкурс пианистов и композиторов имени А.Г. Рубинштейна,
который проводился каждые 5 лет в разных странах мира.
Сегодня
наследие М.А. Балакирева нуждается в современной оценке с позиций исторической
перспективы. Многое из того, что он создал, со временем утратило свою художественную
ценность. Сам композитор также недолго оставался на отечественном «музыкальном
Олимпе». Лаво Роза Сулеймановна Доктор философских наук, профессор ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» Энтузиасты русского музыкального просвещения: М.А. Балакирев vs А.Г.Рубинштейн
Комментариев нет:
Отправить комментарий