четверг, 28 июня 2018 г.

Из высказываний А.Рубинштейна


Из высказываний А.Рубинштейна о музыкальной педагогике, исполнительском искусстве, воспитании и обучении.

Талант, даже гений, без прилежания мало чего может достичь, одно же прилежание без таланта- многого если и не достойно восхищения, то все же заслуживающего признания. Поэтому нередко талантливые, гениальные люди пропадают, а трудолюбивым удается внушить к себе уважение . («Короб мыслей»)

То, что вы находите радость в игре на фортепиано, легко понять. Это сущность музыки. Больше всего фортепианная игра удовлетворяет того, кто сам ею занимается, и счастлив тот, кто может это делать, - хотя бы ради времяпрепровождения. Но тому, кто занимается ею по призванию и в силу страсти, тому открываются миры и сферы, о которых остальное человечество и не мечтает, - по крайней мере до тех пор, пока он один в своей комнате у фортепиано или вообще пока он погружен в музицирование. Он может сказать, что знает, что такое счастье.(из письма к матери).
«Хорошо» и «плохо» - столь относительные, столь растяжимые понятия, и они подчинены столь многим оттенкам и модификациям – особенно в применении к искусству и художественным произведениям, - что их невозможно употреблять в абсолютном смысле, а между тем публика и даже пресса делают это с большим пристрастием. Отсюда такой большой успех посредственностей и  такое частое непонимание подлинной сущности таланта («Короб мыслей»).

       Прежде больше придерживались воспитания, теперь больше – образования. Сочетание этих обоих требований – идеал; но там, где они встречаются поодиночке, мне первое все же предпочтительнее последнего  («Короб мыслей»).
-------------

    Интересно сравнить произведения, исполняемые учениками Рубинштейна и других преподавателей на вечерах консерватории 1864/65 г. 
    Ученики Рубинштейна:
    Бах Прелюдия и фуга es-moll
Бах Ария с вариациями,
 Бетховен Соната f-moll,
Бетховен Соната B-dur
Мендельсон Песня без слов,
 Мендельсон Серьезные вариации, 
Шопен Этюды op.10,
Шопен Скерцо h-moll,
Шопен Фантазия f-moll,
Шуман Карнавал.
     Ученики других педагогов (Лешетицкого, Дрейшока, Герке, Петерсона):
      Вебер Соната, Геллер Прелюдия, Гензельт Этюд, Дрейшок Рапсодия, Келер Этюды, Тальберг Скерцо.

------
Отдельные трудные технические места Рубинштейн предлагал разучивать так: «Подумать, что мешает хорошо сыграть, а потом - по способу Фильда». Способ этот, по разъяснению Рубинштейна, состоял в том, что Фильд несколько сот раз повторял одно и то же трудное место, а чтобы не сбиться со счета, перекладывал нарезанные бумажки из одной коробки в другую.

Комментариев нет:

Отправить комментарий