Из
высказываний А.Рубинштейна о музыкальной педагогике, исполнительском искусстве,
воспитании и обучении.
Талант, даже гений, без прилежания мало чего может достичь,
одно же прилежание без таланта- многого если и не достойно восхищения, то все
же заслуживающего признания. Поэтому нередко талантливые, гениальные люди
пропадают, а трудолюбивым удается внушить к себе уважение . («Короб мыслей»)
То, что вы находите радость в игре на фортепиано, легко
понять. Это сущность музыки. Больше всего фортепианная игра удовлетворяет того,
кто сам ею занимается, и счастлив тот, кто может это делать, - хотя бы ради
времяпрепровождения. Но тому, кто занимается ею по призванию и в силу страсти,
тому открываются миры и сферы, о которых остальное человечество и не мечтает, -
по крайней мере до тех пор, пока он один в своей комнате у фортепиано или
вообще пока он погружен в музицирование. Он может сказать, что знает, что такое
счастье.(из письма к матери).
«Хорошо» и «плохо» - столь относительные, столь растяжимые
понятия, и они подчинены столь многим оттенкам и модификациям – особенно в
применении к искусству и художественным произведениям, - что их невозможно
употреблять в абсолютном смысле, а между тем публика и даже пресса делают это с
большим пристрастием. Отсюда такой большой успех посредственностей и такое частое непонимание подлинной сущности
таланта («Короб мыслей»).
Прежде больше
придерживались воспитания, теперь больше – образования. Сочетание этих обоих
требований – идеал; но там, где они встречаются поодиночке, мне первое все же
предпочтительнее последнего («Короб
мыслей»).
-------------
Интересно сравнить произведения,
исполняемые учениками Рубинштейна и других преподавателей на вечерах
консерватории 1864/65 г.
Ученики Рубинштейна:
Бах Прелюдия и
фуга es-moll,
Бах Ария с вариациями,
Бетховен Соната f-moll,
Бетховен
Соната B-dur,
Мендельсон Песня без слов,
Мендельсон Серьезные вариации,
Шопен Этюды op.10,
Шопен
Скерцо h-moll,
Шопен Фантазия f-moll,
Шуман Карнавал.
Ученики других
педагогов (Лешетицкого, Дрейшока, Герке, Петерсона):
Вебер Соната, Геллер
Прелюдия, Гензельт Этюд, Дрейшок Рапсодия, Келер Этюды, Тальберг Скерцо.
------
Отдельные трудные технические места Рубинштейн предлагал разучивать так: «Подумать, что мешает хорошо сыграть, а потом - по способу Фильда». Способ этот, по разъяснению Рубинштейна, состоял в том, что Фильд несколько сот раз повторял одно и то же трудное место, а чтобы не сбиться со счета, перекладывал нарезанные бумажки из одной коробки в другую.
Комментариев нет:
Отправить комментарий