часть 2 гл.1.
В западной Европе в 1903-4 гг. почти всё еще было тихо и спокойно.Такие времена называются в истории "периодами процветания".
в 1908 году превращение неофициального захвата Австрией Боснии-Герцеговины в официальное присоединение, принесшее Эренталю графский титул, вызвало у сербов необычайное негодование. Всё это, как известно, позднее привело к Сараевскому убийству, к мировой войне и к крушению монархии Габсбургов.
Эренталь давно умер, с графским титулом и с сознанием своих великих исторических заслуг перед родиной. Через несколько лет и от его дела, если не считать прямо его делом катастрофическую войну и гибель Австро-Венгрии, не осталось ровно ничего.
Австро-Венгрия, приблизительно с 1906 года, оказалась главным центром европейской большой политики.
Главой военной партии в Австрии признавался наследник престола,эрцгерцог Франц-Фердинанд. Его почти все считали черным реакционером,ненавистником славян и сторонником войны На полях доклада об его убийстве Вильгельм II написал собственноручно: "Эрцгерцог был лучшим другом России. Он хотел возродить Лигу Трех Императоров". никакой войны он не хотел, что в этом вопросе был совершенно согласен с Францем-Иосифом, с которым расходился чуть ли не во всем другом. Выяснилось также, что он стоял за дружбу и союз с Россией, видел в них оплот против революции, что он преклонялся перед самодержавными русскими императорами,что славян он очень любил -- гораздо больше, чем венгров, -- что хотел превратить двуединую монархию в триединую с (третьей, славянской частью), и обеспечить полное равноправие для всех своих будущих подданных. В его бумагах найден был даже проект манифеста, предусмотрительно им составленный на случай внезапной кончины Франца-Иосифа и провозглашавший коренные либеральные реформы в отношении национальных меньшинств. "Он был настоящим другом хорватов и сербов в Боснии", -- пишет, как будто с некоторым недоумением, новейший английский историк, самый ученый из всех занимавшихся той эпохой. Ненавидел эрцгерцог только итальянцев, которым не прощал конца светской власти пап.
В ее (Австрии )военном могуществе люди сомневались, в России ее называли "лоскутной империей", а на западе -- "вторым больным человеком Европы" (первым издавна считалась Турция).
Но "Балль Платц", "намерения Вены", "политика Эренталя", "воинственные замыслы эрцгерцога Франца-Фердинанда" заполняли телеграммы министров иностранных дел и послов,ежедневно упоминались в статьях главных газет Европы.
В качестве министр иностранных дел Австро-Венгрии
Алоиз фон Эренталь сыграл ключевую роль в подготовке аннексии
Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины в 1908 году.
позднее эта аннексия стала
одной из причин Первой мировой войны
позднее эта аннексия стала
одной из причин Первой мировой войны
Руководитель огромного пароходного общества Баллин, "друг императра", с полной готовностью предоставил роскошный пароход "Гамбург"
Альберт Баллин (Albert Ballin 1857-1918) главный директор гамбургско-американского пароходного общества, строитель гиганта-судна "Deutschland", в свое время первого в мире корабля по быстроте хода, роскоши и удобствам сооружения. Благодаря предприимчивости Б. немецкие корабли успешно конкурируют с английскими и американскими, почти обеспечивая Германии монополию на линии Hamburg-America; заслуги Б. в этом отношении были публично засвидетельствованы императором Вильгельмом II, неоднократно проявлявшим расположение к нему. Признательность Вильгельма была столь велика, что в течение некоторого времени носился упорно слух о близком назначении Б. на пост либо министра финансов, либо торговли. Слух этот не оправдался, вероятно, потому, что Б. не был намерен креститься из-за министерского портфеля, назначения же еврея министром прусские влиятельные сферы не хотели допустить.
Перед Первой Мировой войной немецкая компания "Hamburg Amerika Linie" (HAPAG) располагала крупнейшим торговым флотом в Германии, а сама Германия находилась на втором месте в мире по тоннажу торгового флота. В составе компании HAPAG были и крупнейшие пассажирские трансатлантики "Imperator" и "Vaterland". Президентом этой компании и фактическим создателем её процветания был Альберт Баллин (Albert Ballin 1857-1918). После поражения Германии, по условиям мирного договора весь немецкий флот почти без исключения был разделён между победившими союзниками, только лишь устаревший турбоход "Deutschland" – бывший обладатель Голубой ленты Атлантики оставался в компании, остальные суда были потеряны. Баллин не мог пережить развала своей «империи» и 9 ноября 1918 г. – в день капитуляции Германии, покончил жизнь самоубийством.
=================================
В своих воспоминаниях Канцлер Бюлов изобразил себя крайним миролюбцем и с негодованием издевался над своим преемником Бетманом-Гольвегом, который по глупости и неосторожности довел в 1914 году Германию и весь мир до катастрофы.
После заключения британо-французского соглашения
об урегулировании колониальных противоречий
главным соперником в борьбе
за господство в Марокко стала Германия.
в марте 1905 года Вильгельму никакой войны не хотелось, и он отнесся к плану поездки в Танжер очень неодобрительно.Вильгельм уступил и, в сопровождении большой свиты,выехал в Танжер.
Газеты вышли с огромными заголовками: в Танжере брошена бомба!
В действительности, и его собственная ценная идея-(Гимназистам было бы ясно, что речь в Танжере поведет к большим неприятностям, а может быть, и к войне.) - очень способствовала приближению войны, как и тому, что Англия выбрала второй утюг и -- без восторга -- перешла на сторону Франции и России.
Бюлов понимал значение своих действий не лучше, чем Бетман-Гольвег, Эренталь, Делькассе,Извольский. Все они бессознательно направляли Европу к самоубийству и к торжеству коммунизма, -- тоже, конечно, не вечному, но оказавшемуся уже очень, очень долгим.