В основных чертах об испанских евреях известно
следующее: лишь в середине X века окружающий их
туман начинает постепенно рассеиваться, главным
образом благодаря дипломату и врачу Хасдаю ибн
Шапруту, высокочтимому деятелю, па долю которого
выпало стать вождем испанских евреев и остаться их
символом.
Родившись в Кордове в богатой семье, Хасдай ибн
Исаак ибн Шапрут, известный в арабских хрониках под
именем Абу Юсуф, еще в юном возрасте изучил основные
светские науки своего времени.
Сначала он прославился
как врач, он был изобретателем аль-фарука, панацеи,
которая прославила его имя. Абд ар-Рахман III, монарх,
присвоивший себе титул халифа и превративший за
время своего долгого и славного правления Кордову в
столицу Запада, приблизил к себе Хасдая ибн Шапрута и,
согласно обычаям того времени, использовал знания и
прести ж своего врача для особо д е л и к а тн ы х
дипломатических миссий.
В качестве дипломатического
посланника Хасдай ибн Ш апрут вм еш ивался в
междоусобные конфликты христианских королевств
северной части полуострова. Следует прочитать у Ибн
Халдуна историю распрей между графом Кастильским
Фернаном Гонсалесом и его племянником королем Леона
Санчо I Толстым, а также описание того, как еврейский
дипломат, излечив Санчо I от тучности, помог ему
победить его заклятого врага и добился для него чести
стать вассалом своего господина халифа Абд ар-Рахмана.
Хасдаю также поручалось принимать иностранные
посольства, и он великолепно справлялся с этой задачей.
«Никогда еще мне не приходилось видеть и слышать
более мудрого и рассудительного человека нежели этот
еврей по имени Хасдай», - воскликнул посол императора
Жан де Горз.
Столь вы д аю щ ееся п о л о ж ен и е при дворе
обеспечивало Хасдаю главенствующее положение в
еврейской общине и почетный титул шеи. Подобно тому,
как его господин окончательно освободился от
главенства Багдада, он старался освободить испанское
еврейство от традиционного подчинения гаонам
Вавилона.
Он поощрял занятия Талмудом и окружил себя
грамматиками и литераторами
(Моисей бен Ханох,
Менахем бен Сарук, Дунат бен Лабрат), т. е. именно теми
авторами, благодаря чьим трудам рассеялся мрак,
скрывавший историю евреев Испании.
Этот меценат,
разумеется, должен был угождать своему халифу и по
своем у полож ению был обязан вести себя как
ревностный дипломат и придворный.
Но вовремя
проявленные инициативы могут приблизить наступление
новой эры.
Испанский иудаизм вступает в пору расцвета
и в свою очередь присваивает себе главенствующее
положение на протяжении последующих столетий как
среди других еврейских общин в мусульманском мире,
так и по отношению к зарождающимся еврейским
общинам Запада.
Имя Хасдая ибн Шапрута известно также в связи с
его знаменитой перепиской с Иосифом, хазарским
правителем-иудеем.
Узнав, что где-то на востоке
существует таинственное еврейское царство, Хасдай
отправил одного из своих друзей на его поиски. В
письме, которое он вручил своему посланнику, он
описывал царю Иосифу свою страну и ее историю, не
забыв упомянуть о своем видном положении при дворе и
уточнив, что все доходы страны и все дипломатические
нити находятся в его руках.
Но его сердце еврея будет
счастливо узнать, что в мире существует независимое
еврейское государство, и он просит сообщить ему, как
оно возникло, рассказать о его достижениях и славе.
«Тогда я отброшу прочь те почести, которые я заслужил,
я оставлю свое положение и свою семью, я пересеку
горы и долины, страны и моря, чтобы припасть к ногам
моего повелителя...»
Ответ, посланный ему царем (каганом) Иосифом,
раньше подвергался сомнению, но в наши дни его
подлинность более не оспаривается.
В этом письме
Иосиф пишет о народах и об истории легендарного
еврейского царства на берегах Каспийского моря, «Я
тоже, - пишет в заключение своего письма Иосиф, -
хотел бы больше узнать о тебе и твоей мудрости. Если
бы это возмож но было осущ ествить и я мог бы
поговорить с тобой лицом к лицу, ты стал бы для меня
как отец, а я для тебя как сын...»
Комментариев нет:
Отправить комментарий