понедельник, 11 февраля 2019 г.

Самуил Горациевич Лозинский СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ АНТИСЕМИТИЗМА в Средние века и в Новое время М.-Л.: Атеист. 1929

Самуил Горациевич Лозинский

СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ АНТИСЕМИТИЗМА
в Средние века и в Новое время

М.-Л.: Атеист. 1929
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Экономическая роль евреев в раннем средневековье
 Глава 2. Отношение средневековой церкви к евреям
 Глава 3. Роль крестовых походов в развитии антисемитизма
 Глава 4. Еврейское ростовщичество
 Глава 5. Обвинение евреев в употреблении христианской крови
 Глава 6. Цеховая организация в борьбе со свободой еврейского труда и торговли
 Глава 7. Евреи – частная собственность «владетельных особ»
 Глава 8. Изгнание евреев из Англии и Франции
 Глава 9. Евреи Германии в годину черной смерти
 Глава 10. Изгнание евреев из Испании и Португалии Глава
 11. Положение евреев в Германии в Новое время Глава
12. Преследование евреев в Восточной Европе до XIX века
 Глава 13. Антисемитизм во Франции в XIX веке
 Глава 14. Антисемитизм в Германии в XIX веке
 Глава 15. Антисемитизм в России в XIX веке

Лозинский Самуил Горациевич

(26.08.1874, Бобруйск — 26.06.1945, Ленинград), историк, в ПБ 1930—32.

Родился в зажиточ. евр. семье. В 1895 окончил классич. гимназию в Слуцке и поступил на ист.-филол. фак. Киев. ун-та, где специализировался по соц.-экон. истории позд. средневековья и нового времени у проф. И. В. Лучицкого. В те же годы (1895—97) слушал лекции в Берлин. ун-те. Под влиянием брата Моисея (Хаима Моше) (1873—1903), одного из организаторов сионист. движения в России, увлекался идеями возрождения евр. государственности. В 1897 был арестован за участие в студ. демонстрации протеста в связи с самоубийством М. Ф. Ветровой, в 1899 был исключен из ун-та на 3 года за участие в рев. движении. Свое образование продолжил за границей в Брюссел. ун-те и в Париже, где в 1904 окончил Высшую школу соц. наук (École des Hautes Études Sociales). Одновременно. по поручению изд-ва В. И. Рапп и В. И. Потапов, подготовил кн. "История 2-й Французской революции (1848—1852)" (Киев, 1904), сразу же получившую ряд положит. рец.
Осенью 1904 Л. вернулся в Киев и стал редактировать иностр. отд. в газ. "Киев. отклики". Был вновь арестован и до февр. 1917 находился под надзором полиции. Революция 1905 вызвала к жизни целый ряд брошюр и ст., посв. Французской революции XVIII в., Декларации прав, венгер. революции 1848. События первой рус. революции, евр. погромы, прокатившиеся по зап. губерниям России, стали толчком к новой теме — истории евр. народа, его скитаний и гонений, на долгие годы ставшие одной из осн. в творчестве Л.
В 1906 переехал в Петербург, в 1908 сдал экзамены по ист.-филол. фак. Петерб. ун-та. В 1906—08 сотрудничал в "Полит. энц." под ред. Л. З. Слонимского; в 1906—17 редактировал в изд-ве Брокгауза и Ефрона ряд ист. тр.: Э. Ренана "Историю израильского народа" (т. 2, вып. 3—5, 1911—12), "Всеобщую историю" Пфлуг-Гартунга в 5 т. (1909—11), совм. с Н. И. Кареевым и др. В 1908—13 был авт. и ред. (со 2-го т.) отд. истории и культуры евреев в XIX в.; сотр. НЭС, участвовал в создании ист. сер. "История Европы по эпохам и странам в средние века и в новое время"; сер. "История Бельгии и Голландии в новое время" под ред. Н. И. Кареева и И. В. Лучицкого (СПб., 1908). В 1912, в связи с подгот. к изд. кн. Г. Ч. Ли "История инквизиции в средние века", был командирован изд-вом Брокгауза и Ефрона в Испанию. Результатом работы в исп. арх., в частности барселонском "Archivo de la Corona de Aragon" стала кн. "История инквизиции в Испании" (СПб., 1914). Это было первое и до сих пор единств. в России иссл. по данной теме.
В 1917 сдал магистер. экзамены и был утвержден Петрогр. ун-том в звании приват-доц. Дис. по истории инквизиции в Испании не успел защитить из-за I мировой войны и врем. отмены после Окт. революции уч. степеней. С 1917 — доц. в нескольких вузах Ленинграда; в 1919—26 — ректор Евр. ун-та (с 1920 — Ин-т высших евр. знаний) в Петрограде, где читал курсы лекций по новой и новейшей, а также экон. истории евреев в сред. века; в 1920—22 зав. исп. секцией Отд. информ. Коминтерна; в 1921—26 — проф. Ин-та внешкол. образования; в 1921—22 — проф. каф. истории евр. народа в Белорус. гос. ун-те; в 1923—26 — соред. сб. "Евр. летопись"; в 1923—26 — зам. пред. Евр. ист.-этногр. о-ва и соред. изд. им "Евр. старины"; в 1926—31 — проф. по курсу истории классовой борьбы и истории хоз. быта Сев.-Кавказ. гос. ун-та и Комвуза в Ростове-на-Дону. В 1929 был делегатом I конф. историков-марксистов в Москве.
В 1926—31 — чл. ред. моск. журн. "Атеист", а также чл. междунар. бюро О-ва воинствующих безбожников.
1 дек. 1930 Л. был зачислен консультантом иностр. сектора I фил. (Антирелиг. отд-ния) ПБ на 3 часа в день. Еще ранее, в 1925, на ВКБ ПБ Л. читал курс "Истории классовой борьбы". В отд-нии хранились кн., начиная с XIV в. Среди них издание 1588 "Молота ведьм" (лат. сочинение XIV в. монахов Я. Шпренгера и Г. Инсисториса). Л. подготовил к печати перевод "Молота ведьм", сделан. сотр. ПБ Н. Т. Цветковым (см. т. 1), и предварил его простран. ст. "Роковая книга средневековья". В 1932 в изд. "Атеист" эта кн. увидела свет. Здесь же начал работу по истории понтификата, результатом к-рой стало изд. 1-го т. "Истории папства" (1934).
17 окт. 1932 уволился из Б-ки и полностью переключился на преп. деятельность: 1930—32 — проф. Ленингр. культ.-просвет. ин-та им. Н. К. Крупской; с 1933 — проф. и науч. сотр. Ленингр. фин.-экон. ин-та; 1934—39 — проф. ЛИФЛИ и ЛГУ; 1935—39 — проф. Планового ин-та; с 1937 — проф., с 1939 — зав. каф. истории 1-го Ленингр. пед. ин-та иностр. яз.
С дек. 1938 перешел по совместит. в Музей истории религии АН СССР зав. отд. религии и атеизма на Западе и в Америке в эпоху капитализма XVI—XIX вв. В 1939 подал прошение об освобождении (ввиду возраста и ухудшившегося здоровья) от экспозиц. работы с целью сосредоточиться на н.-и. деятельности. В это же время Музей истории религии стал ходатайствовать о присуждении Л. уч. степени д-ра наук, однако К-т по делам Высшей школы затребовал массу бумаг, и к нач. 1941 этот вопрос так и не был решен. Продолжая заниматься историей религии, перед войной подготовил ст. "История капитализма с XVI по XIX век" и "Лютеранство в царской России" для изд. "История религии и атеизма", закончил кн. "Обряды и таинства католической церкви", написал целый ряд публицист. ст. для газ. и журн., обличающих Ватикан как "пособника фашизма".
В нояб. 1941 Л. вместе с дочерью был эвакуирован на самолете в распоряжение АН в Киров, где до осени 1944 возглавлял каф. всеобщей истории в Пед. ин-те. По возвращении в Ленинград, несмотря на почти полную потерю зрения, продолжал преп. деятельность.
Похоронен на Литераторских мостках в Петербурге.
Соч.: История второй французской республики (1848—1852). Киев, 1904; 
История Бельгии и Голландии в новое время. СПб., 1908; 
Национальный вопрос и политические партии в Австрии. Киев, 1909;
 История инквизиции в Испании. СПб., 1914 (переизд. М., 1994); 
Австрия в царствование Франца-Иосифа (1848—1915). СПб., 1916; 
Евреи Запада в борьбе за право и свободу. М., 1918; 
Очерки Великой Французской революции. Пг., 1918; 
Средние века. Социально-экономический очерк средневековой Европы. Пг., 1923; 
Очерки по истории классовой борьбы. Л., 1925; 
Средневековые ростовщики: Страницы из экон. истории церкви. Л., 1929;
 Эпоха торгового капитала. Л., 1926; 
Классовая борьба в средневековом городе. Л., 1926; 
Святая инквизиция. М., 1927; 
Социальные корни антисемитизма. М., 1929; 
Деяния папы римского. М., 1930; 
История папства. М, 1934 (2-е изд. 1961; 3-е изд 1986). 


Комментариев нет:

Отправить комментарий