(Беседа с сотрудником газеты «Одесские
новости». Перепечатано в
«Русской музыкальной газете», 1913, № 13, стр.
354, в разделе «Периодическая печать о музыке», под заголовком «А. Скрябин и И.
Гофман о Шопене»).
3
После двух лет отсутствия снова приехал в
Петербург общий любимец, чародей-виртуоз Иосиф Гофман.
Это указание неточно (ср. третье интервью
и другие материалы).
{213} На первом дебюте Гофмана в концерте
Зилоти (А. И. Зилоти (1863—1945)—известный русский пианист, педагог,
транскриптор, дирижер и музыкальный деятель; двоюродный брат и учитель
Рахманинова. Организатор собственных симфонических концертов в Петербурге, в
одном из которых 27 октября 1912 года состоялось первое в сезоне 1912—1913 гг.
выступление Гофмана в этом городе. Гофман исполнил (с оркестром под управлением
Зилоти) концерты Чайковского (си-бемоль минор) и Листа (Ми-бемоль мажор).) все обратили
внимание на то, что пианист поседел.
— Не случилось ли чего с вами?
— О, нет... В моем роду рано седеют. Да и
то сказать, ведь я уже отец семейства: моей дочери, Жозефе, шесть лет...
Нелегка жизнь виртуоза, страшно треплются
нервы. В московской газете написали, будто я сочиняю оперу. Какое там, разве,
концертируя, располагаешь временем для композиции?..
У меня есть несколько новых пьесок для
рояля, а, кроме того, летом я написал два концерта: четвертый и пятый. Я их еще
нигде не играл, так как, к несчастью, приглашая меня участвовать в симфонических
концертах, мне дают только одну репетицию. Для нового концерта нужны три или
четыре оркестровых репетиции, а это слишком дорого стоит. Мне удалось сыграть
первый концерт в Берлине с Никишем (Артур Никиш (1855—1922)—знаменитый венгерский дирижер,
работавший главным образом в Германии.) и
третий—с Сафоновым
(В. И. Сафонов (1852—1918)—знаменитый русский дирижер, пианист-педагог,
ансамблист и музыкальный деятель; бывший директор Московской консерватории.) в Нью-Йорке.
Два года подряд я играл в Америке.
Позапрошлый сезон дал там восемьдесят концертов, а в прошлом году — двадцать. Я
бы не играл два сезона подряд в Америке, если бы не уступил просьбам
Бостонского оркестра, который считаю лучшим в мире. Двадцать четыре концерта я
сыграл с этим дивным оркестром
Этот сезон проведу весь в России. Я уже
дал четыре концерта в Риге и играл в Москве с Рахманиновым (20 октября 1912 г. в Большом
зале Российского благородного собрания (ныне—Колонный зал Дома союзов в Москве)
во втором симфоническом собрании Московского филармонического общества под
управлением Рахманинова Гофман исполнил концерты Чайковского си-бемоль минор) и
Листа (Ми-бемоль мажор).).
Вот композитор, которого я люблю больше всех.
С Рахманиновым я в большой дружбе (Эта дружба продолжалась до конца жизни Рахманинова. Рахманинов,
очень высоко ценивший игру Гофмана, посвятил ему свой третий фортепьянный
концерт (ре минор ор. 30 Piano Concerto No. 3 (d-moll), Op. 30 ), {214} но и помимо личной к нему приязни, я с
удовольствием исполняю его фортепьянные сочинения, искренно считая их
шедеврами.
Чудный концерт Чайковского я играл теперь (См. примечания на стр. 213.) впервые, хотя знал его на слух с детства.
Удивляюсь, как мог Николай Рубинштейн отказаться исполнять этот концерт, считая
его слишком трудным
(H. Г. Рубинштейн только сначала отверг названный концерт, впоследствии же
исполнял его неоднократно и весьма успешно.).
Видно, что техника с тех пор значительно усовершенствовалась (Дело тут, конечно, было не в
усовершенствовании техники. И во времена Николая Рубинштейна пианисты, включая
его самого, играли вещи не менее трудные, чем концерт Чайковского («Дон-Жуан» и
другие сочинения Листа, «Исламей» Балакирева и т. д.).). Мне, да и не
одному мне, этот концерт представляется одним из самых легких (Несомненно, концерт Чайковского
в техническом отношении вполне доступен любому виртуозу; тем не менее вряд ли
можно назвать его «одним из самых легких» концертов.).
Должен сказать, что вещи чисто
технического свойства лично мне совсем не по душе. Я их с трудом выучиваю
наизусть и стараюсь как можно реже ставить их на программу. Наоборот, произведения,
в которых преобладает вдохновение, выучиваются мною легко. Впрочем, я никогда
не смотрю на часы, когда упражняюсь за роялем. Приготовляя новую программу, я
каждую вещь играю до тех пор, пока она мне не дастся. Упражнений я не признаю (Гофман имеет здесь в виду не
техническую работу, а разыгрывание специальных «экзерсисов» типа Ганона, Пишны
и т. п.). Мне кажется, что техника у меня развита настолько, что мне можно
не тратить времени на экзерсисы.
После сезона я даю себе два месяца
полного отдыха, и уже тогда не подхожу к роялю. Лето я провожу с семьей в
Швейцарии, близ Веве, в моем любимом Мон-Пелерн. Я нахожу, что там — лучший
климат в мире. Мы с женой (Речь идет о первой жене Гофмана — Мэри Юстис. Вторая — Бетти
Шорт — также была американкой; от нее у Гофмана было трое сыновей — Антон
(названный так в честь А. Г. Рубинштейна), Эдвард и Петер.) ходим по горам,
совершаем путешествия в автомобиле или на яхте по Женевскому озеру.
Эти прогулки меня так увлекают, что я
совсем забросил электричество. Я решил отложить мои изыскания по изобретению
беспроволочных лампочек до того времени, когда брошу концерты.
Третий месяц пребывания на лоне природы я
посвящаю игре. После полугодового сезона два месяца отдыха нисколько не {215} отражаются на технике. За роялем
я изучаю новые вещи. В дождь играю целый день, ну, а в хорошую погоду меня
тянет из дому.
Часть лета я провожу у сестры близ Потсдама. Зимняя же моя
резиденция находится в Америке, на родине моей жены, в двадцати верстах от
Нью-Йорка.
В Америку я приглашен на будущий сезон. В этом году буду играть у
вас, в Петербурге, Москве, Варшаве и, может быть, еще где-нибудь.
— Какого вы мнения о Бузони (Ферруччио Бузони
(1866—1924)—знаменитый итальянский пианист, транскриптор, педагог, композитор,
музыковед и дирижер. Его концерты в Петербурге и Москве, происходившие в октябре—ноябре
1912 г. одновременно с концертами Гофмана, произвели сенсационное впечатление и
вызвали ожесточенные споры между сторонниками того и другого пианиста («война
бузонистов и гофманистов»).)?
— Какого же можно быть о нем другого
мнения: это — одни из величайших виртуозов. Я с наслаждением слушаю его, когда
нам приходится встречаться в одном городе (В это же время, в
письме к жене из Петербурга от 19 ноября (н. ст.) 1912 г., Бузони писал о
Гофмане: «В последний день моего пребывания в Москве меня посетили Иосиф Гофман
и Рахманинов— двое музыкальных любимцев России. С Гофманом я могу хорошо
сойтись; у него свежий, бодрствующий, трезвый ум и чутье ко многому...»
(Busoni. «Briefe an seine Frau», Rotapfel—Verlag, Erlenbach —
Zurich/Leipzig, 1935, S. 267).).
(А. Потемкин. «Иосиф Гофман о
себе».
Газета
«Биржевые ведомости»,
вечерний выпуск, № 13220 от 29 октября 1912
г.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий