Становление и развитие исторического жанра в мировой
литературе всегда неминуемо связаны с эпохами войн и революций.
Именно в такие
эпохи писали Вальтер Скотт, Гёте, Шатобриан, Пушкин, Л. Толстой, Гюго.
Книга написана о главных идеях, главных событиях, главных героях и главных способах выражения в творчестве Тынянова.
... не следует искать непосредственной связи между таким историческим фактом, как начало коллективизации, и появлением в это время повести Тынянова «Восковая персона».
Но между коллективизацией и повестью связь существовала, и этой связью была идея, потребность, реальным выражением которой стали коллективизация, пятилетний план, постановление о политике в области художественной литературы, усиление репрессий, бесчисленное количество других реальных выражений, в числе которых была и повесть Тынянова «Восковая персона».
Созданные в эпоху коллективизации сельского хозяйства широко известная песня «На Украине есть чем жить, есть что кушать, есть что пить» и повесть Тынянова по-разному отразили историческую действительность.
Творчество Тынянова следует рассматривать не как
отражение конкретных явлений действительности 20-30-х годов,
а в связи с
причинами, которые вызвали к жизни эти конкретные явления.
Д. А. Матвеева
Новосибирск, Россия
ФУНКЦИЯ ЦИТАТИЗ «КОМЕДИАЛЬНОГО АКТА О КАЛЕАНДРЕИ НЕОНИЛДЕ» В ПОВЕСТИ Ю. Н. ТЫНЯНОВА
«ВОСКОВАЯ ПЕРСОНА»
При подготовке третьего издания повести «Восковая персона» Ю. Н. Тынянов
делит повесть на шесть глав, каждая из которых сопровождается одним или не-
сколькими эпиграфами. Некоторые эпиграфы представляют собой цитаты
из школьной драмы «Акт о Калеандре и Неонилде». Пьеса цитируется и в самом
тексте повести, что заставляет задуматься о ее значимости при анализе поэтики
«Восковой персоны». Статья посвящена выявлению функций эпиграфов, взятых
Тыняновым из драмы XVIII в. Также в статье сделана попытка ответить на во-
прос, почему автор повести так настойчиво обращается именно к драматическому
тексту. В выводах делается предположение о значимости для Тынянова черт ба-
рочной поэтики, а также мотивов театральности. С помощью узнаваемых цитат
из других
ВОСКОВАЯ ПЕРСОНА ПЕТРА I, фигура имп. Петра I в натуральную величину, создана скульп. Б. Растрелли из воска и дерева в 1725 по заказу имп. Екатерины I. Лицо выполнено по посмертной и прижизненной маскам и точно повторяет облик императора, фигура строго соответствует посмертным анатомич. обмерам его тела. Экспонируется в Гос. Эрмитаже. http://oldchest.ru/museum/petr-pervyi-v-ermitage/
Вся русская литература соприкосновенна с Пушкиным.
Каждый
русский писатель на какой-то точке своего развития идет на сближение с ним, а
потом уходит по своей дороге, иногда близкой пушкинской, иногда далекой от
него, часто не задумываясь о литературных дорогах.
Борьба с Пушкиным была
ожесточенной, началась с выхода первой его поэмы и продолжалась десятилетия
после его убийства.
ВСТУПЛЕНИЕ
I ОСТОРОЖНОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
II ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ 1925
III ГЛАВНАЯ КНИГА 1927
IV НЕЗАСЧИТАННАЯ ПОБЕДА 1927
V ТЯЖЕЛЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА,
ПОИСКИ ВЫХОДА 1930-1933
VI ЕЩЕ БОЛЕЕ ТЯЖЕЛЫЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. БОЛЕЗНЬ, СМЕРТЬ 1935-1943
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Среди живописных и скульптурных портретов Петра Первого важное место занимает так называемая «Восковая персона». Создателем ее был Карло Бартоломео Растрелли (16771744) — талантливый скульптор, приглашенный в Россию Петром на три года и проработавший здесь двадцать восемь лет вплоть до своей смерти. Еще при жизни Петра Великого Растрелли снял с лица императора восковую маску и, пользуясь ею, выполнил в 1719 году восковой слепок головы Петра I.
Один из лучших образцов русского скульптурного портрета, созданный К. Б. Растрелли в 1723 году, — бронзовый бюст Петра I. По модели, выполненной из глины, а затем из воска, Растрелли отлил два бюста: из бронзу и чугуна. Бронзовый бюст был закончен лишь в 1729 году, когда помощник Растрелли, гравер Семанж, завершил чеканную его отделку. Особенно тонко прочеканены узоры кружев, а также многочисленные детали парадного костюма. На двух нагрудных щитках панциря рельефные изображения прославляют Петра как создателя могучей России и выдающегося полководца. На одном Петр представлен скульптором с долотом и молотом в руках, на другом – всадником, участвующим в Полтавской битве.
К.Б.Растрелли. Бюст Петра I
1723 год. Бронза
Даже не рассматривая эти изображения, зритель представляет облик Петра I, Проницательный, взгляд, гневное выражение лица, непреклонность, ум, сила, воля, темперамент — все, что сочеталось в характере Петра 1, великолепно передано в этом портрете. Развивающаяся за плечами горностаевая мантия, резкие изгибы и острые углы силуэта скульптуры, блики света на нервном, подвижном лице еще более выявляют энергию и порыв, присущие Петру. Бронзовое изваяние бюста в настоящее время находится в Эрмитажа, а чугунный вариант достался Русскому музею, так что оба крупнейших музея обрели по шедевру Растрелли.
«восковая персона» Петра I. Она была создана Б.К.Растрелли по желанию императрицы Екатерины I. На третий день после смерти Петра были сняты гипсовые слепки с открытых частей тела и затем из смеси чистого пчелиного воска, смолы хвойных деревьев и мела были отлиты формы. Фигура вырезана из дерева, суставы рук и ног сделаны на шарнирах, чтобы можно было изменять их положение. Парик сделан из собственных волос царя, состриженных в 1722 г. во время Персидского похода. Работа над «восковой персоной» была закончена в июле 1725 года.
Документально известно о спектакле, "скомпонованном в Москве в 1731 году июля в 16 день". Представление это проходило в течение трех дней (иначе "Гистория", переделанная в драму, не умещалась на подмостках). Называлось оно "Акт комедиальный о Калеандре, цесаревиче греческом, и о мужественной Неонильде, цесаревне трапезонской" и очень походило по форме на школьную драму (хотя и разыгрываемую вне стен духовного учебного заведения), что наводит на мысль о несомненной причастности к спектаклю семинаристов, настоящих и бывших.
«восковая персона» Петра I. Она была создана Б.К.Растрелли по желанию императрицы Екатерины I. На третий день после смерти Петра были сняты гипсовые слепки с открытых частей тела и затем из смеси чистого пчелиного воска, смолы хвойных деревьев и мела были отлиты формы. Фигура вырезана из дерева, суставы рук и ног сделаны на шарнирах, чтобы можно было изменять их положение. Парик сделан из собственных волос царя, состриженных в 1722 г. во время Персидского похода. Работа над «восковой персоной» была закончена в июле 1725 года.
Документально известно о спектакле, "скомпонованном в Москве в 1731 году июля в 16 день". Представление это проходило в течение трех дней (иначе "Гистория", переделанная в драму, не умещалась на подмостках). Называлось оно "Акт комедиальный о Калеандре, цесаревиче греческом, и о мужественной Неонильде, цесаревне трапезонской" и очень походило по форме на школьную драму (хотя и разыгрываемую вне стен духовного учебного заведения), что наводит на мысль о несомненной причастности к спектаклю семинаристов, настоящих и бывших.
Комментариев нет:
Отправить комментарий