Современное русское общество не оценило книги, которая во всякой другой литературе составила бы эпоху.
не поверили Смирновой.
Пушкин подобно Гёте, рассуждающий о мировой поэзии, о философии, о религии, о судьбах России, о прошлом и будущем человечества, -- это было так ново, так странно и чуждо заранее составленному мнению, что книгу Смирновой постарались не понять, стали замалчивать, или, по обычаю русской журналистики, которая мало выиграла со времен Булгарина, непристойно вышучивали, выискивали в ней ошибок, придирались к мелким неточностям, чтобы доказать, что собеседница Пушкина не заслуживает доверия,
Но книга Смирновой имеет свое будущее; в
беседах с лучшими людьми века Пушкин недаром бросает семена неосуществленной
русской культуры. Когда наступит не академический и не лицемерный возврат к
Пушкину, когда у нас явится, наконец, критика, т. е. культурное самосознание
народа, соответствующее величию нашей поэзии, -- "Записки"
Смирновой будут оценены и поняты, как живые заветы величайшего из русских
людей будущему русскому просвещению.
Для внимательного исследователя неразрывная связь и даже совпадение этих двух образов есть неопровержимое доказательство истинности пушкинского духа в "Записках" Смирновой, каковы бы ни были их внешние промахи и неточности.
Пушкин и здесь, и там -- и в своих произведениях и у Смирновой, -- один человек, не только в главных чертах, но и в мелких подробностях, в неуловимых оттенках личности.
Нередко Пушкин у Смирновой объясняет мысль, на которую намекал в недоконченной заметке своих дневников, и наоборот -- мысль, которая брошена мимоходом в беседе со Смирновой, становится ясной только в связи с некоторыми рукописными набросками и заметками.
Смирнова открывает нам глаза на Пушкина, разоблачает в нем то, что мы, так сказать, видя -- не видели, слыша -- не слышали.
Перед нами возникает не только живой Пушкин, каким мы его знаем, но и Пушкин будущего, Пушкин недовершенных замыслов, -- такой, каким мы его предчувствуем по гениальным откровениям и намекам.
"Nathalie неохотно читает все, что он пишет, -- замечает А. О. Смирнова, -- семья ее так мало способна ценить Пушкина, что несколько более довольна с тех пор, как государь сделал его историографом империи и в особенности камер-юнкером. Они воображают, что это дало ему положение. Этот взгляд на вещи заставляет Искру (Пушкина) скрежетать зубами и в то же время забавляет его. Ему говорили в семье жены: наконец-то вы, как все! У вас есть официальное положение, впоследствии вы будете камергером, так как государь к вам благоволит".
Комментариев нет:
Отправить комментарий