воскресенье, 22 февраля 2015 г.

Мало Гектор >> Ромен Кальбри

http://www.litmir.me/br/?b=163976&p=3

Я пошел вместе с господином Биорелем гулять на берег; по пути он старался заставить меня разговориться. Мы вошли в небольшую дубовую рощу. — Что это такое? — спросил он меня, указывая на муравьев, перебегающих через дорогу. — Муравьи. — Верно. Но что они делают? — Они тащат на себе других муравьев. — Хорошо. Ступай за ними до их муравейника и посмотри внимательно, а потом расскажешь мне, что ты там увидел. Если ты не заметишь ничего интересного, пойдешь туда еще раз завтра и послезавтра; словом, будешь ходить до тех пор, пока не увидишь чего-нибудь примечательного. Я наблюдал за муравейником целых два дня и заметил, что одни муравьи ровно ничего не делают, в то время как другие работают без отдыха и вдобавок еще кормят этих бездельников. — Отлично, — заявил господин Биорель, когда я сообщил ему о своих наблюдениях. — Ты увидел самое главное — этого достаточно. Те муравьи, которые ничего не делают, совсем не больные и не старики, как ты думаешь; они — господа тех, кто работает, а те — их рабы. Без помощи рабов они не могли бы добывать себе пищу. Тебя это удивляет, а между тем у людей часто происходит то же самое. Еще существуют такие страны, где люди бездельничают и кормятся трудами тех, кто работает. Если бы праздность господ объяснялась их болезнью, то все было бы понятно; больные отдыхают, а здоровые трудятся, люди должны помогать друг другу. Но на деле это совсем не так. У муравьев господа — как раз самые сильные и храбрые, наиболее приспособленные к войне. Мы с тобой вместе побываем еще у муравьев и, несомненно, увидим, как они вступают в битвы. В них принимают участие только господа, и их цель — добыть себе новых рабов. А пока ты этого еще не видел своими глазами, я дам тебе прочесть книгу известного ученого, господина Юбера, который описывает одну из таких муравьиных битв, происходившую как раз в то самое время, когда за пятьсот миль от нее шло другое, гораздо более страшное сражение между людьми.
François Huber (July 2, 1750 – December 22, 1831) was a Swiss naturalist



 Не знаю, имелись ли у людей более веские причины для истребления друг друга, но побоище было ужасное. Я сам остался жив только благодаря счастливой случайности. Мы шли вдоль реки, называемой Эльбой, а на другом берегу, у русских, стояли батареи тяжелой артиллерии; раздавались залпы, но мы не видели разрушений, так как были прикрыты изгибом реки и небольшой возвышенностью. Я шел и думал о том, что сегодня день рождения жены и что он может оказаться последним днем моей жизни, потому что я нахожусь под сильным артиллерийским огнем. Как был бы я счастлив, если бы мог сегодня сам поздравить жену! Вдруг прямо перед собой, в сырой канавке, я увидел кучку прелестных распустившихся незабудок. Не надо думать, что сражения происходят так, как их рисуют на картинках, и что солдаты ходят только ровным строем. Мы шли развернутой цепью и могли двигаться свободно. Несмотря на угрожавшую мне опасность, маленькие голубые цветочки привлекли мое внимание. Я наклонился, чтобы сорвать несколько незабудок, и в тот же миг страшный удар пронесся над моей головой, раздался оглушительный взрыв, и в спину мне полетели сломанные ветви ивы. Мы оказались напротив батареи, и залп ее орудий скосил всех моих товарищей. Если бы я не нагнулся за незабудками, я был бы тоже убит. Не правда ли, я вовремя вспомнил о своей жене? Когда я выбрался из-под груды ветвей, маршал Ней уже заставил замолчать русские пушки.
 Под впечатлением рассказа о Фридландском сражении я в тот же вечер начал читать книгу Юбера о муравьиных войнах.





Фридландское сражение 1807

        последнее сражение между русскими и французскими войсками 2 (14) июня во время русско-прусско-французской войны 180607 (См. Русско-прусско-французская война 1806-07) около г. Фридланд (Friedland) в Восточной Пруссии (ныне Правдинск Калининградской обл.). Русская армия (до 60 тыс. чел.) под командованием генерала Л. Л. Беннигсена занимала невыгодную оборонительную позицию на западном берегу р. Алле (ныне Лова) к С., З. и Ю. от Фридланда. В начале сражения наступавшие с З. на Фридланд французские войска под командованием Наполеона I имели лишь 12 тыс. чел., однако Беннигсен упустил возможность нанести противнику удар превосходящими силами. После подхода основных сил численность французской армии возросла до 85 тыс. чел., и Наполеон нанёс удар по левому флангу русской армии, стремясь окружить её, отрезав от переправ через р. Алле, и уничтожить. Несмотря на превосходство сил противника, левое крыло русских войск под командованием генерала П. И. Багратиона артиллерийским огнем и контратаками конницы отразило атаки противника и обеспечило отход русской армии на восточный берег Алле и отступление к р. Прегель. Хотя Наполеону не удалось уничтожить русскую армию, её поражение и значительные потери (10 тыс. чел.) вынудили императора Александра I заключить Тильзитский мир (июль 1807).
Юбер был слеп, но у него был преданный и умный слуга, глаза которого заменяли его собственные, и на основании его рассказов Юбер продиктовал свою чудесную книгу о муравьях и пчелах. Если бы господин Биорель не подготовил меня таким образом к ее чтению, если бы это чтение было для меня обязанностью, а не наградой, неизвестно, как бы отнесся в такой книге мальчик моих лет, к тому же полный невежда. Но господин Биорель сумел вызвать во мне такой интерес, что книга осталась у меня в памяти на всю жизнь, и даже сейчас, спустя много лет, я помню ее лучше, чем книги, прочитанные совсем недавно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий