Родился в Неаполе в герцогской семье, получил военно-инженерное образование, служил в неаполитанской армии, из которой уволился в 1847 году из-за радикальных взглядов; эмигрировал в Лондон, затем некоторое время служил в Алжире (тогда французском) в Иностранном Легионе, с началом революции 1848 года в Италии целиком примкнул к движению. Участвует в Ломбардской войне с австрийцами, в 1849 году — начальник штаба Римской республики. После взятия Рима французами вновь эмигрировал, жил в Лондоне, Женеве и Лозанне, затем в Генуе, тогда входившей в состав Сардинского королевства (Пьемонта). В это время он проникся идеями социализма, и его взгляды приобрели крайне радикальную направленность. Парламентскую пьемонтскую монархию Пизакане считал такой же угнетательской и антинародной, как и абсолютная монархия неаполитанских Бурбонов, и надеялся на социальную общенародную революцию, которая должна коренным образом разрешить и социальные, и национальные проблемы. При этом он отрицал идеи французских социалистов, основанные на приоритете централистски организованной «нации», как «деспотические», выдвигая в противовес им близкий к анархизму лозунг «свободы и ассоциации». Одновременно он поддерживал связи с Джузеппе Мадзини, и когда Мадзини выдвинул план высадки в Неаполитанском королевстве, которая должна послужить сигналом для общеитальянского восстания — предложил себя во главе предприятия. 25 июня 1857 года он отплыл из Генуи на пароходе «Кальяри» во главе отряда из 20 эмигрантов; кроме него, отрядом руководили адвокат Джованни Никотера и студент Джованни Батиста Фальконе. Пароход был снаряжен якобы для торговой поездки в Тунис; на самом деле его груз составляло оружие, которое предполагалось раздать присоединившимся к отряду повстанцам. 27 июня повстанцы захватили тюрьму на острове Понца и освободили около 300 заключенных; с ними вместе вечером того же дня они высадились у городка Сапри и заняли его. Однако ни в Сапри, ни в других местечках, которые занимал Пизакане, они не встретили ни обещанных местными комитетами отрядов, ни поддержки среди жителей, которым читали свой манифест. 1 июля повстанцы столкнулись с силами Бурбонов (два батальона) и понесли тяжелые потери в бою. На следующий день они были полностью уничтожены местным населением, натравленным на них местным мэром и архиепископом (говорившими, что на область напали выпущенные из тюрьмы уголовники). Трагическая судьба экспедиции Пизакане в том же году послужила темой для хрестоматийного стихотворения Луиджи Меркантини «Сборщица колосьев из Сапри», с его знаменитым рефреном: «Их было триста, они были молоды и сильны — и они погибли!». Сам Пизакане описывается в нём так: Голубоглазый, с золотыми волосами Красавец юный шел перед ними. Я осмелела, взяла его за руку: «Куда идешь ты, командир прекрасный?» Он взглянул и молвил: «О сестра, иду я Умереть за нашу прекрасную отчизну». Карло Пизакане — автор книг: «Война в Италии в 1848-49» (1851), «Историко-политико-военные очерки об Италии» (т. 1-4, 1858-60)Правительство было обеспокоено этим Пизакане с его морской экспедицией. Вы знаете, что Пизакане и поехавшие с ним двадцать четыре бунтаря высадились в Понце, размахивая триколором, освободили три сотни заключенных и отправились морем в Сапри, предполагая, что там местные обыватели поджидают его уже мобилизованные. Благожелательный сказал бы — идеалист! Скептик сказал бы — идиот! На самом деле Пизакане был идеалистом. Смерды, которых он пришел освобождать, прикончили и его, и его людей.
Карло Пизакане Carlo Pisacane - итальянский революционер- социалист, деятель Рисорджименто (против австрийского и французского гнёта). Участник Революции 1848-49 в Италии и один из военных руководителей Римской республики 1849 г., автор теории "пропаганды действием".
Карло Пизакане родился в Неаполе в герцогской семье Сан Джовани 22 августа 1818 года.
"Пизакане был поистине одной из самых романтических и поэтических фигур итальянского Рисорджименто, - писал о нем итальянский историк Джузеппе Верти, - ему были присущи глубокая непосредственность и прямота, вытекавшие из самого существа его натуры, безграничная искренность, глубокое и острое чувство природы и общества в духе Руссо
и ранних социалистов-утопистов". Пизакане - материалист, атеист и социалист - создал оригинальную социальную утопию. Выдвигая на первый план экономические и материалистические основы общественного развития, отрицая частную собственность, Пизакане видел путь спасения человечества в насильственном разрушении существующего общественного строя, уничтожении всех социальные институтов (в том числе и права наследования), в возврате к естественным законам. Законы природы согласно его доктрине должны быть воплощены в новой, социалистической общественной системе. Каждая личность и каждая община должны быть абсолютно свободны, а нация должна быть вольным союзом свободных коммун.
Социалист-утопист Карло Пизакане видел решение аграрного вопроса в Италии в ликвидации крупного землевладения, обобществлении всей земли и передаче ее крестьянству.По его мнению, народ созрел для революции, но не созрел для самоуправления. Поэтому плодами его побед могут воспользоваться другие, если не гарантировать его права общественным договором. Договор этот должен быть создан гением и не подвластен воле народа. Но что побудит массы начать революцию? Ни просвещение, ни развитие промышленности, ни пропаганда социалистических теорий здесь не номогут, считал Пизакане. Помочь может только деятельность определенно связанных между собой "свободных мыслителей" - иными словами, тайной организации интеллигенции.
Немалая роль в достижении намеченного отводилась насилию. Применение насилия, по мысли Пизакане, необходимо не только для привлечения внимания общества или предания огласке идеи, но ради просвещения, обучения, сплочения народа во имя революции. Он также утверждал, что морализующее действие насилия превосходит по своей эффективности издание памфлетов, настенных плакатов, проведение демонстраций.
Карло Пизакане погиб в 1857 году, во время организованной им революционной экспедиции на юг Италии, где намеревался поднять восстание с целью освобождения от ига правившей там ветви испанских Бурбонов, объединения Италии и осуществления своих социалистических идеалов.
"Пизакане был поистине одной из самых романтических и поэтических фигур итальянского Рисорджименто, - писал о нем итальянский историк Джузеппе Верти, - ему были присущи глубокая непосредственность и прямота, вытекавшие из самого существа его натуры, безграничная искренность, глубокое и острое чувство природы и общества в духе Руссо
и ранних социалистов-утопистов". Пизакане - материалист, атеист и социалист - создал оригинальную социальную утопию. Выдвигая на первый план экономические и материалистические основы общественного развития, отрицая частную собственность, Пизакане видел путь спасения человечества в насильственном разрушении существующего общественного строя, уничтожении всех социальные институтов (в том числе и права наследования), в возврате к естественным законам. Законы природы согласно его доктрине должны быть воплощены в новой, социалистической общественной системе. Каждая личность и каждая община должны быть абсолютно свободны, а нация должна быть вольным союзом свободных коммун.
Социалист-утопист Карло Пизакане видел решение аграрного вопроса в Италии в ликвидации крупного землевладения, обобществлении всей земли и передаче ее крестьянству.По его мнению, народ созрел для революции, но не созрел для самоуправления. Поэтому плодами его побед могут воспользоваться другие, если не гарантировать его права общественным договором. Договор этот должен быть создан гением и не подвластен воле народа. Но что побудит массы начать революцию? Ни просвещение, ни развитие промышленности, ни пропаганда социалистических теорий здесь не номогут, считал Пизакане. Помочь может только деятельность определенно связанных между собой "свободных мыслителей" - иными словами, тайной организации интеллигенции.
Немалая роль в достижении намеченного отводилась насилию. Применение насилия, по мысли Пизакане, необходимо не только для привлечения внимания общества или предания огласке идеи, но ради просвещения, обучения, сплочения народа во имя революции. Он также утверждал, что морализующее действие насилия превосходит по своей эффективности издание памфлетов, настенных плакатов, проведение демонстраций.
Карло Пизакане погиб в 1857 году, во время организованной им революционной экспедиции на юг Италии, где намеревался поднять восстание с целью освобождения от ига правившей там ветви испанских Бурбонов, объединения Италии и осуществления своих социалистических идеалов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий