Что я поддерживал отношения с иезуитами — не соответствовало действительности. Но я многое узнавал о них из добротного источника.
Эжен Сю как раз тогда публиковал свой последний роман, «Тайны народа», перед самою кончиной в изгнании, возле озера Аннеси в Савойе, куда он удалился, будучи издавна связан с социалистами и возмущенно не принимая ни восхождения Луи-Наполеона к власти, ни провозглашения империи. Поскольку романы-фельетоны уже не печатались после законодательной поправки Риансе, последняя вещь Сю выходила отдельными томиками, на которые сразу кидались многочисленные цензоры, среди прочих и наши пьемонтские. Было очень трудно собрать полную коллекцию. Помню, я просто изнывал от скуки над довольно бестолковыми сагами о двух семействах, галльском и франкском, от доисторических времен до Наполеона Третьего. Злодеями были франки. Франки порабощали галлов. А галлы казались законченными социалистами уже во времена Венцингеторикса. Видно было, что Сю уже полностью превратился в маньяка, как все идеалисты.
Хотелось бы всунуть в сюжет и евреев, в честь покойного деда. Но у Сю о евреях ничего не было. С иезуитами они не сочетались. Вдобавок в оную пору в Пьемонте евреи вообще не интересовали никого.
ПЬЕМО́НТ, область на северо-западе Италии. Первое упоминание о проживании евреев на территории Пьемонта (в Турине) относится к 4 в. В конце 14 в. – начале 15 в. в Пьемонт переселилось большое число евреев, изгнанных из Франции;
в результате образовались общины в Асти (конец 14 в.), Чиери (не
позднее 1417 г.), Турине (1424 г.), Верчелли (не позднее 1446 г.),
Новаре (не позднее 1448 г.), Фоссано и Монкальво (не позднее первой
половины 15 в.), Кунео (не позднее 1452 г.), Савильяно (не позднее 1455
г.). В Асти, Фоссано и Монкальво (известных под акронимом Афам, или Апам
— по первым буквам названий этих городов на иврите) сохранился северофранцузский молитвенный ритуал (см. Литургия. Варианты литургии и их развитие).
Во второй половине 15 в. возникли общины в Алессандрии (1490), Салуццо,
Аккуи, Казале-Монферрато и ряде других населенных пунктов Пьемонта. В
середине 16 в. в области проживало несколько тысяч евреев.
В 15–18 вв. основным занятием евреев Пьемонта было кредитное дело (см. Ссуда денежная). В середине 16 в. в Пьемонте насчитывалось 55 кредитных банков, принадлежавших евреям, в 1624 г. — около 100. Евреи Пьемонта занимались торговлей, ювелирным ремеслом, а в ряде городов также производством шелковых и хлопчатобумажных тканей. В 1626–32 гг. в Чиери действовала небольшая еврейская типография (основал Иосиф бен Гершом Концио). С 1426 г. регулярно проводились конфискации книг на иврите. В 1430 г. герцог Амадей VIII Савойский, под властью которого находилась большая часть Пьемонта, издал закон, определявший юридический и экономический статус евреев. Им предписывалось носить отличительный знак и жить в особых кварталах (см. Кварталы еврейские), запрещалось строить новые синагоги и расширять старые, вступать в брачные, дружеские и деловые связи с христианами, нанимать их в качестве работников или слуг, ссужать деньги под проценты (последнее ограничение было отменено уже в 1440 г.). В 1551 г. была создана должность «протектора евреев», на которого возлагался надзор за соблюдением ограничительных законов.
В маркизате (позднее герцогстве) Монферрато, занимавшем восточную часть Пьемонта, положение евреев (живших здесь в городах Казале-Монферрато, Аккуи, Монкальво) в 15 в. – первой половине 16 в. было более благоприятным, однако после присоединения Монферрато к герцогству Мантуя (1566) и здесь было введено антиеврейское законодательство, аналогичное действовавшему в Савойе. В первой половине 17 в. община Монферрато сильно пострадала от войн и грабежей, например, из двадцати девяти еврейских кредитных банков разорились семнадцать.
В 1591 г. евреи были изгнаны из Алессандрии, принадлежавшей с 1535 г. Испании. Разрешение остаться получила лишь семья банкира Шмуэля Кохена Витале, составившая впоследствии ядро новой общины города. Остальные евреи Алессандрии переселились в другие районы Пьемонта, в частности, в город Верчелли.
В 17 в. положение евреев в Савойе (включая Пьемонт) несколько улучшилось: получив от общины шестьдесят тысяч скуди, герцог Карл Эммануил I гарантировал ей автономию судебную, защиту от насилия и некоторые экономические права; в частности, евреям разрешалось заниматься ремеслом и торговлей (с согласия «протектора евреев» и соответствующих цехов или гильдий), а также медициной (с санкции церковных властей). Ухудшение наступило в первой половине 18 в., когда Савойя (с 1720 г. — Сардинское королевство) подчинила себе весь Пьемонт. В 1723 г. евреев Пьемонта лишили права владеть недвижимостью; в 1724–32 гг. во всех городах Пьемонта, где имелись значительные общины, были созданы гетто (в Турине существовало с 1679 г.), представлявшие собой, как правило, обнесенную стенами группу жилых зданий, расположенных вокруг центральной площади (хацер), где находилась синагога. С 1729 г. евреям строго запрещалось жить и работать вне гетто, а также находиться за его пределами в ночное время. Из небольших городов, где невозможно было создать гетто, евреи изгонялись; в результате ряд общин Пьемонта прекратил свое существование.
В середине 18 в. в Пьемонте проживало около шести тысяч евреев (20% еврейского населения Италии). Все ограничительные меры против них, введенные в 1430, 1723, 1729 гг. и вновь подтвержденные сводом законов Сардинского королевства от 1770 г., оставались в силе до конца 18 века. В 1796 г. вторгшиеся в Северную Италию войска революционной Франции разрушили стены гетто в ряде городов Пьемонта; после отступления французов в некоторых местах (например, в Чиери) произошли погромы. В 1802–14 гг., когда Пьемонт входил в состав Франции, евреи пользовались всеми гражданскими правами наравне с христианами. Раввины Пьемонта участвовали в работе Синедриона французского (см. также Наполеон I). С восстановлением на престоле Савойской династии (1814) евреям вновь было предписано носить отличительный знак (отменен в 1816 г.) и жить в гетто; им запрещалось занимать должности в государственных учреждениях и муниципалитетах, работать адвокатами, нотариусами, врачами, аптекарями, строить синагоги, нанимать слуг-христиан, учиться в государственных школах. Мануфактуры, принадлежавшие евреям, были ликвидированы; недвижимость, согласно приказу, следовало продать в течение пяти лет, в противном случае она подлежала конфискации (позднее срок продажи был продлен до 1824 г.). Король обложил еврейскую общину особым налогом.
В 1830–40-х гг. некоторые евреи Пьемонта вошли в тайную революционную организацию «Молодая Италия», одной из программных целей которой было упразднение дискриминации по национальному и религиозному признакам; ячейка «Молодой Италии» в Верчелли почти целиком состояла из евреев. 29 марта 1848 г. под давлением демократических сил король Карл Альберт подписал указ о предоставлении гражданских прав всем некатоликам, в том числе евреям. Большинство населения Пьемонта восприняло этот акт с одобрением (лишь в Аккуи произошел погром), и в ряде городов Пьемонта были снесены здания старых кварталов гетто.
В 1850–60-х гг. евреи Пьемонта активно участвовали в борьбе за освобождение и объединение Италии; многие из них сражались в отрядах Гарибальди, освобождавших юг страны. В ближайшем окружении графа К. Кавура, премьер-министра Сардинского королевства в 1852–61 гг., было несколько пьемонтских евреев. Во второй половине 19 в. – начале 20 в. евреи также занимали ряд важных государственных постов в объединенной Италии: например, Дж. Оттоленги (см. Оттоленги, семья) был в 1902–1903 гг. военным министром.
В первые десятилетия после эмансипации в ряде городов Пьемонта были построены новые синагоги, созданы еврейские учебные заведения, благотворительные общества, молодежные и женские организации. Действовавший в Верчелли с 1829 г. «Колледже Фоа» (назван по имени Элияху Фоа, умер в 1796 г., который завещал деньги на его создание) превратился в крупный центр подготовки раввинов и еврейских учителей. С 1853 г. в Верчелли начал выходить журнал «Л’Эдукаторе исраэлита», ставший одним из наиболее влиятельных еврейских периодических изданий Италии (с 1874 г. по 1922 г. публиковался в Кунео под названием «Иль Весильо исраэлитико»). Вместе с тем, в конце 19 в. – начале 20 в. численность большинства общин Пьемонта существенно сократилась в связи с переездом части евреев в Рим и другие крупные города Италии. В 1881 г. в Пьемонте насчитывалось 6,5 тыс. евреев, в 1911 г. — 6 тыс., в 1931 г. — 4,9 тыс. (из них свыше четырех тысяч проживали в Турине). К началу 20 в. некоторые общины Пьемонта (например, в Монкальво и Чиери) прекратили свое существование.
В конце 1930-х – начале 1940-х гг. в Пьемонт прибыло несколько тысяч евреев, бежавших из Германии и захваченных ею европейских стран. В период оккупации Северной Италии немецкими войсками (сентябрь 1943 г. – апрель 1945 г.) евреи Пьемонта подвергались преследованиям. Нацисты депортировали 875 евреев из Турина, 78 — из Алессандрии, Асти и Аккуи, 26 — из Салуццо; почти все депортированные погибли в концлагерях. В декабре 1944 г. была разрушена синагога в Алессандрии (впоследствии восстановлена). Многие евреи Пьемонта принимали участие в антифашистском партизанском движении.
После Второй мировой войны численность еврейского населения Пьемонта продолжала сокращаться. Почти все оно сосредоточилось в Турине, где в 1989 г. проживало 1630 евреев. Небольшие общины, насчитывающие по несколько десятков человек каждая, сохранились в Алессандрии, Верчелли и Казале-Монферрато.
В 15–18 вв. основным занятием евреев Пьемонта было кредитное дело (см. Ссуда денежная). В середине 16 в. в Пьемонте насчитывалось 55 кредитных банков, принадлежавших евреям, в 1624 г. — около 100. Евреи Пьемонта занимались торговлей, ювелирным ремеслом, а в ряде городов также производством шелковых и хлопчатобумажных тканей. В 1626–32 гг. в Чиери действовала небольшая еврейская типография (основал Иосиф бен Гершом Концио). С 1426 г. регулярно проводились конфискации книг на иврите. В 1430 г. герцог Амадей VIII Савойский, под властью которого находилась большая часть Пьемонта, издал закон, определявший юридический и экономический статус евреев. Им предписывалось носить отличительный знак и жить в особых кварталах (см. Кварталы еврейские), запрещалось строить новые синагоги и расширять старые, вступать в брачные, дружеские и деловые связи с христианами, нанимать их в качестве работников или слуг, ссужать деньги под проценты (последнее ограничение было отменено уже в 1440 г.). В 1551 г. была создана должность «протектора евреев», на которого возлагался надзор за соблюдением ограничительных законов.
В маркизате (позднее герцогстве) Монферрато, занимавшем восточную часть Пьемонта, положение евреев (живших здесь в городах Казале-Монферрато, Аккуи, Монкальво) в 15 в. – первой половине 16 в. было более благоприятным, однако после присоединения Монферрато к герцогству Мантуя (1566) и здесь было введено антиеврейское законодательство, аналогичное действовавшему в Савойе. В первой половине 17 в. община Монферрато сильно пострадала от войн и грабежей, например, из двадцати девяти еврейских кредитных банков разорились семнадцать.
В 1591 г. евреи были изгнаны из Алессандрии, принадлежавшей с 1535 г. Испании. Разрешение остаться получила лишь семья банкира Шмуэля Кохена Витале, составившая впоследствии ядро новой общины города. Остальные евреи Алессандрии переселились в другие районы Пьемонта, в частности, в город Верчелли.
В 17 в. положение евреев в Савойе (включая Пьемонт) несколько улучшилось: получив от общины шестьдесят тысяч скуди, герцог Карл Эммануил I гарантировал ей автономию судебную, защиту от насилия и некоторые экономические права; в частности, евреям разрешалось заниматься ремеслом и торговлей (с согласия «протектора евреев» и соответствующих цехов или гильдий), а также медициной (с санкции церковных властей). Ухудшение наступило в первой половине 18 в., когда Савойя (с 1720 г. — Сардинское королевство) подчинила себе весь Пьемонт. В 1723 г. евреев Пьемонта лишили права владеть недвижимостью; в 1724–32 гг. во всех городах Пьемонта, где имелись значительные общины, были созданы гетто (в Турине существовало с 1679 г.), представлявшие собой, как правило, обнесенную стенами группу жилых зданий, расположенных вокруг центральной площади (хацер), где находилась синагога. С 1729 г. евреям строго запрещалось жить и работать вне гетто, а также находиться за его пределами в ночное время. Из небольших городов, где невозможно было создать гетто, евреи изгонялись; в результате ряд общин Пьемонта прекратил свое существование.
В середине 18 в. в Пьемонте проживало около шести тысяч евреев (20% еврейского населения Италии). Все ограничительные меры против них, введенные в 1430, 1723, 1729 гг. и вновь подтвержденные сводом законов Сардинского королевства от 1770 г., оставались в силе до конца 18 века. В 1796 г. вторгшиеся в Северную Италию войска революционной Франции разрушили стены гетто в ряде городов Пьемонта; после отступления французов в некоторых местах (например, в Чиери) произошли погромы. В 1802–14 гг., когда Пьемонт входил в состав Франции, евреи пользовались всеми гражданскими правами наравне с христианами. Раввины Пьемонта участвовали в работе Синедриона французского (см. также Наполеон I). С восстановлением на престоле Савойской династии (1814) евреям вновь было предписано носить отличительный знак (отменен в 1816 г.) и жить в гетто; им запрещалось занимать должности в государственных учреждениях и муниципалитетах, работать адвокатами, нотариусами, врачами, аптекарями, строить синагоги, нанимать слуг-христиан, учиться в государственных школах. Мануфактуры, принадлежавшие евреям, были ликвидированы; недвижимость, согласно приказу, следовало продать в течение пяти лет, в противном случае она подлежала конфискации (позднее срок продажи был продлен до 1824 г.). Король обложил еврейскую общину особым налогом.
В 1830–40-х гг. некоторые евреи Пьемонта вошли в тайную революционную организацию «Молодая Италия», одной из программных целей которой было упразднение дискриминации по национальному и религиозному признакам; ячейка «Молодой Италии» в Верчелли почти целиком состояла из евреев. 29 марта 1848 г. под давлением демократических сил король Карл Альберт подписал указ о предоставлении гражданских прав всем некатоликам, в том числе евреям. Большинство населения Пьемонта восприняло этот акт с одобрением (лишь в Аккуи произошел погром), и в ряде городов Пьемонта были снесены здания старых кварталов гетто.
В 1850–60-х гг. евреи Пьемонта активно участвовали в борьбе за освобождение и объединение Италии; многие из них сражались в отрядах Гарибальди, освобождавших юг страны. В ближайшем окружении графа К. Кавура, премьер-министра Сардинского королевства в 1852–61 гг., было несколько пьемонтских евреев. Во второй половине 19 в. – начале 20 в. евреи также занимали ряд важных государственных постов в объединенной Италии: например, Дж. Оттоленги (см. Оттоленги, семья) был в 1902–1903 гг. военным министром.
В первые десятилетия после эмансипации в ряде городов Пьемонта были построены новые синагоги, созданы еврейские учебные заведения, благотворительные общества, молодежные и женские организации. Действовавший в Верчелли с 1829 г. «Колледже Фоа» (назван по имени Элияху Фоа, умер в 1796 г., который завещал деньги на его создание) превратился в крупный центр подготовки раввинов и еврейских учителей. С 1853 г. в Верчелли начал выходить журнал «Л’Эдукаторе исраэлита», ставший одним из наиболее влиятельных еврейских периодических изданий Италии (с 1874 г. по 1922 г. публиковался в Кунео под названием «Иль Весильо исраэлитико»). Вместе с тем, в конце 19 в. – начале 20 в. численность большинства общин Пьемонта существенно сократилась в связи с переездом части евреев в Рим и другие крупные города Италии. В 1881 г. в Пьемонте насчитывалось 6,5 тыс. евреев, в 1911 г. — 6 тыс., в 1931 г. — 4,9 тыс. (из них свыше четырех тысяч проживали в Турине). К началу 20 в. некоторые общины Пьемонта (например, в Монкальво и Чиери) прекратили свое существование.
В конце 1930-х – начале 1940-х гг. в Пьемонт прибыло несколько тысяч евреев, бежавших из Германии и захваченных ею европейских стран. В период оккупации Северной Италии немецкими войсками (сентябрь 1943 г. – апрель 1945 г.) евреи Пьемонта подвергались преследованиям. Нацисты депортировали 875 евреев из Турина, 78 — из Алессандрии, Асти и Аккуи, 26 — из Салуццо; почти все депортированные погибли в концлагерях. В декабре 1944 г. была разрушена синагога в Алессандрии (впоследствии восстановлена). Многие евреи Пьемонта принимали участие в антифашистском партизанском движении.
После Второй мировой войны численность еврейского населения Пьемонта продолжала сокращаться. Почти все оно сосредоточилось в Турине, где в 1989 г. проживало 1630 евреев. Небольшие общины, насчитывающие по несколько десятков человек каждая, сохранились в Алессандрии, Верчелли и Казале-Монферрато.
Александр Тарасов НЕИЗВЕСТНЫЙ ЭЖЕН СЮ
Комментариев нет:
Отправить комментарий