пятница, 8 марта 2013 г.

http://www.srinest.com/book_928_chapter_7_3._Krasota_u_filosofov.html

С Пифагором зарождается эстетико-математическое восприятие мира:
все вещи существуют потому, что они отражают порядок, а упорядочены они потому, что в них реализуются математические законы, представляющие собой одновременно условие существования и Красоты.
Пифагорейцы первыми стали изучать числовые отношения, управляющие музыкальными звуками, пропорции, лежащие в основе [63] интервалов, соотношение длины струны и высоты звука.
Идея музыкальной гармонии тесно взаимодействует с правилами во имя создания Прекрасного.
Идея пропорции проходит через всю античность и переходит в Средние века через творчество Боэция, жившего на рубеже IV и V вв. н. э.
Боэций напоминает, как Пифагор однажды заметил, что кузнечные молоты, ударяя по наковальне, производят разные звуки, и установил, что в получаемых таким образом гаммах отношения звуков пропорциональны отношению масс молотов.
 А еще, по Боэцию, пифагорейцы знали, что разные музыкальные лады по-разному влияют на психику человека, и выделяли резкие и умеренные ритмы, ритмы, пригодные для укрепления духа молодежи, и ритмы вялые и чувственные.
Пифагор вернул захмелевшему юноше спокойствие и уверенность в себе, дав ему послушать мелодию в ритме спондея, основанную на гипофригийском ладу (ибо фригийский лад действовал на него возбуждающе).
 Пифагорейцы, стремясь отрешиться от повседневных забот, засыпали под определенные ритмы; просыпаясь, они стряхивали с себя сон под другие модуляции.


РАБАН МАВР
(Rabanus, Hrabanus (Rhabanus) Maurus) (ок. 780 или 784 - 856) - деятель "Каролингского возрождения". Ученик Алкуина. Аббат Фульдского монастыря (с 822), архиепископ Майнцский (с 847). Был советником Людовика Благочестивого и его сыновей. Автор многих, преим. компилятивных, сочинений, гл. обр. учебников для церк. школ. Наиболее самостоятельное произв. Р. М. "Наставление клирикам" ("Institutio clericorum", Badensis, 1550) - интересный источник по истории школьной образованности раннего средневековья. С уч.-практич. целями Р. М. была составлена энциклопедия "О вселенной" ("De universo", Strasburg, 1465).
Rabanus Maurus Magnentius (c. 780 – 4 February 856), also known as Hrabanus or Rhabanus, was a Frankish Benedictine monk,
He was the author of the encyclopaedia De rerum naturis (On the Nature of Things).

Исходное состояние средневековой философии.

 Задача философии по отношению к науке ограничивалась в первые столетия средневековья спасением и собиранием фрагментов античной науки.
Намерения в области науки были энциклопедическими,
  энциклопедии составили три самых прославленных писателя Запада, жившие друг за другом с интервалом в сто лет и писавшие в начале VII, VIII и IX вв.:
 Исидор из Севильи (ок. 570-636 гг.), испанец, автор "Источников, или Этимологии",
 Беда Достопочтенный (672-736 гг.), англичанин, автор работы "О природе вещей" Bede (pron.: /ˈbd/ BEED; Old English: Bǣda or Bēda; 672/673 – 26 May 735), , и
Рабан Мавр (776-856 гг.), майнцкий епископ, автор работы "О мире, или О природах вещей".

Рабан Мавр. Четыре стихии, четыре времени года, четыре стороны света…располагаются крестообразно и приобретают тем самым сакральное значение, из трактата О хвалах Святому Кресту фрагмент, IX в. Амьен, Муниципальная библиотека



Работа "О мире, или О природах вещей" Рабана, хотя и была написана в более благоприятные для науки годы, по своему содержанию и характеру не выходила за пределы энциклопедических работ Исидора и Беды.
Это теология, в которой говорилось о Святой Троице, о Святом Писании, синодах, праздниках и таинствах;
 антропология, занимавшаяся природой тела и всем тем, что касается жизни и смерти человека;
зоология, в которой описывались змеи и черви, рыбы, птицы и насекомые;
физика в античном значении этого слова, трактовавшая об атомах и стихиях, о небе и свете, Солнце, Луне и звездах, ветре, тучах, молнии и громе, бурях, снеге, льдах и росе;
затем следовала география, в которой описывались Земля, известные в то время страны и города, вместе с тем, что в них находится;
история философии, повествовавшая о платониках, о Новой Академии, перипатетиках, стоиках, киниках, эпикурейцах и киренаиках; в ней описывалась также истинная, по мнению каппадокийских Отцов Церкви, философия;
в конце приводились трактаты о геологии и минералогии, о весах, мерах и числах, о музыке и медицине, о земледелии, о военном и морском искусстве, о ремеслах и пище.
 Это было произведение компилятора античности, который читал Овидия, Вергилия и других римских поэтов, Лукреция, Цицерона, Сенеку, Плиния Старшего, и, вместе с тем, произведение христианина, искавшего мистический смысл в высказываниях духовных и светских авторов и смешивавшего античные и христианские идеи. Все это принималось за философию. Дословно бралось античное (стоического происхождения) определение этой науки, гласившее, что она является "познанием человеческих и божественных дел", однако философия, теология и наука в тот период еще не были разграниченны.

Система обучения была следующей: низший уровень представляли светские науки, высший - теология. Светские науки носили название "искусств" (что соответствовало греческому "техне"); в школах обучали семи так называемым "свободным искусствам", изложение и программа которых в средние века отражали идеи христианских писателей последнего римского периода, Боэция и других.
Свободные искусства делились на две группы: группу из трех (тривиум) гуманитарных искусств, которая состояла из грамматики, риторики и диалектики, и группу из четырех (квадривиум) естественноматематических искусств, в которую входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка.(В. Татаркевич. История философии. Античная и средневековая философия
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ)http://society.polbu.ru/tatarkevich_philohistory/ch52_all.html
_________________________
היום באביב, שבו משתווה אורכו של היום לזה של הלילה (equinox), ואת מועד הירח המלא הראשון שלאחריו. למורת רוחם של מוכרי הפרחים, החג יכול לחול במועדים שונים בין ה–22 במארס לבין ה–25 באפריל. החישוב כרוך בכמה סיבוכים מתמטיים. חוקר חרוץ אחד מנה לא פחות משמונים חיבורים העוסקים בחישוב הזמנים, שנכתבו בין שנת 526 לשנת 1003; רשימת מחבריהם נקראת כמו רשימת המי-ומי של ההוגים הגדולים של ימי-הביניים המערביים: אבו (Abbo) מפלרי, אלקוין (Alcuin), אלדהלם (Aldhelm), בדה (Beda), קסיודורוס (Cassiodorus), קולומבנוס (Columbanus), דיוניסיוס אקסיגואוס (Dionysius Exiguus), דיקוי (Dicuil), איזידור (Isidor) מסביליה, נוטקר לבאו  (Notker Labeo), רבנוס מאורוס(Hrabanus Maurus)  וולפריד סטרבו (Walahfrid Strabo).[1] בימי-הביניים המאוחרים, שתפוקתם הספרותית רבה עוד יותר, העניין בחישוב הזמנים נותר בעינו – במאה-השלוש עשרה, למשל, אפשר למנות בין המחברים שעסקו בכך את סקרובוסקו (Sacrobosco), גרוסטסט (Grosseteste) ורוג'ר בייקון (Roger Bacon).
 
 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий