Глава
II. Аполлоническое и дионисическое начала в культуре
стр. 53
http://www.srinest.com/book_928_chapter_10_2._Ot_Grekov_k_Nishe.html
аполлонической Красотой
дионисийской Красоты
Безмятежная гармония, понимаемая как порядок и мера, выражается в том, что Ницше
называет аполлонической Красотой. Но эта Красота в то же время является ширмой,
стремящейся отгородиться от приводящей в смятение дионисийской Красоты, которая
выражается не в видимых формах, но за пределами видимости. Это Красота ликующая
и опасная, находящаяся в противоречии с разумом и часто изображаемая как
одержимость и безумие: это ночная сторона ясного аттического неба, это область
тайн, связанных с инициацией, и темных жертвенных ритуалов, в том числе
Элевсинских мистерий и обрядов дионисийского культа. Эта ночная, волнующая и
смущающая Красота будет скрыта до новейших времен (см. гл. XIII), чтобы стать
потом тайным и животворящим источником современных форм Красоты, взяв реванш над
классической гармонией.
_-----------------------------------------
Аполло́н Бельведе́рский — римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (придворный скульптор Александра Македонского, ок. 330—320 до н. э.)
Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, сына Зевса и Лето (Латоны), брата-близнеца Артемиды, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. 330 до н. э., во времена поздней классики, не сохранилась. По поводу датировки мраморной римской копии мнения исследователей существенно расходятся. Существует другая реплика прославленной статуи — голова Аполлона, т. н. голова Штайнхайзера (Базель, Швейцария).
Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 гг. на вилле Нерона в Антии близ Рима (совр. Анцио, Италия). В правление Папы Римского Юлия II, в 1506, статуя Аполлона была установлена в антикварии, построенном архитектором Д. Браманте в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название.
Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х годах итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий