суббота, 3 сентября 2011 г.

Книга: Самоубийство. Автор: Марк Алданов.

Я предпочитаю нашего Пушкина всем поэтам, но ведь его "Полтава" сплошная историческая ошибка.Даже в деталях, в божественном описании украинской ночи: "Чуть трепещут --сребристых тополей листы".
  При Петре никаких тополей на Украине не было, их развел много позднее Щенсный Потоцкий, это вызвало сенсацию.

Войска шведов под Полтавой 27 июня (8 июля) 1709 года были разгромлены российской армией
В 1774 году впервые посетив свои имения на Правобережной Украине, Станислав Щенсный Потоцкий  175314 марта 1805)был поражен красотой и щедростью этого края. Он решил заняться ведением хозяйства. В 1782 году в Тульчине был построен прекрасный дворец; здесь же заложили большой парк. Странствуя с молодой женой по Европе, Щенсный привез из Италии в Тульчин много саженцев пирамидального тополя и других растений.
В своих имениях Потоцкий большое занимался животноводством, сельским и лесным хозяйства. В имениях высевали новые на то время для тех мест сорта пшеницы, ржи, овса. Крестьян постепенно переводили на так называемый генеральный чинш, то есть вместо всех повинностей они выплачивали деньги. Когда же крестьян, переведенных на такой чинш, привлекали к работе на помещика, им платили деньгами. Такая форма расчета была выгодна крепостным и содействовала развитию их хозяйственной инициативы. В разработанной для имений Потоцкого инструкции ключевому эконому указывалось, что «эконом должен к подчиненному (крепостному) относиться как к человеку, но если он не может, что тяжело вообразить, то, во всяком случае, он должен подчиненного считать за важнейшее имущество хозяина, которому он служит». В другом пункте говорится, что каждый подчиненный должен жить не в землянке, а в надземной хате, которую должен построить определенный десяток крестьян. Ключевой эконом должен следить, чтобы все крестьяне через каждых 6 лет садили в своем дворе определенное количество яблонь, груш, вишен и шелковицы. Обязывались также крестьяне на своем дворе, а также в оврагах и других непригодных для пахоты землях высаживать для своих потребностей быстрорастущие деревья — ивы и тополя.

  А Мария чего стоит! А Мазепа! Даже в дрянном романе Фадея Булгарина он изображен ближе к исторической правде, чем у Пушкина. А скачущий с доносом влюбленный в Марию казак!
-- Этот почему же? -- спросила Татьяна Михайловна. -- "Кто при звездах и при луне -- Так поздно едет на коне"... Вы говорите об этом?
-- Об этом самом. Стихи очень звонкие, но...
 "Червонцы нужны для гонца,--
 Булат потеха молодца, --
 Ретивый конь потеха тоже,
-- Но шапка для него дороже", -- продекламировал Алексей Алексеевич. --
 "За шапку он оставить рад--
Коня, червонцы и булат, --
  Но выдаст шапку только с бою, -
- И то лишь с буйной головою. --
Зачем он шапкой дорожит? --
Затем, что в ней донос зашит,--
 Донос на гетмана злодея --
Царю Петру от Кочубея"
... Вполне возможно, что донос был зашит в шапку, но эта шапка скорее была ермолкой: Кочубей послал донесение Петру через какого-то еврея. Едва ли он носил с собой "булат" и едва ли был уж так влюблен в Кочубееву Матрену, которая кстати перетаскала у Мазепы немало "злата".
-- Так ли это? Может, гонцов было несколько? Я историю знаю плохо, --сказала Татьяна Михайловна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий