воскресенье, 23 декабря 2018 г.

*Помни о них, Сион...* Перельштейн (Рубман) Това (1912-2006)

 *Помни о них, Сион...* Това Перельштейн (Рубман)
,Image result for Това Перельштейн
 Това Перельштейн (Рубман), родилась в Купеле в 1912 г., умерла в Израиле в 2006 г. 

https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=book&num=1186
 В ПАМЯТЬ о товарищах, павших смертью героев в сионистском подполье советской России.

 В ПАМЯТЬ обо всех тех, кто погиб в концлагерях, в изоляторах, в тюрьмах и ссылках.

 В ПАМЯТЬ о женских лагерях, составлявших часть большого комплекса концентрационных лагерей на Колыме, о месте, где погибли десятки тысяч заключенных, в том числе и наши товарищи — узники Сиона.

 В ПАМЯТЬ о местечке Купель на Украине — месте, где родилась Това Рубман, ныне Това Перельштейн, автор этой книги.


В Израиль приехало очень мало евреев — выходцев из маленьких местечек на Украине, так как лишь немногие из них остались в живых. Горсточка уцелевших и прибывших в страну не могла организовать крупные мероприятия по увековечению памяти своих земляков.  Поэтому в Израиле нет сегодня книг, посвященных этим жертвам нацизма, нет памятников, на которых упоминались бы названия исчезнувших общин и имена жертв, — таких, какие созданы в память погибших евреев Польши и Белоруссии и в память евреев Вильно, Ровно и других городов на территории России, которые Советский Союз "освободил" перед началом войны.
Те немногие выходцы из местечек на Украине, которые приехали в страну, организовали сбор пожертвований среди ветеранов страны и на собранные деньги установили памятные плиты в "подвале Катастрофы" мемориала "Яд-Вашем". В этом подвале есть памятные плиты Купеля, Миколаева и Волочиска. Для города Проскурова там установлена плита памяти не только жертв нацизма, но и жертв петлюровского погрома, унесшего много еврейских жизней в двадцатые годы.


Евреи из маленьких местечек на Украине, которые остались в живых после нацистского нашествия и не приехали в Израиль, живут теперь в городах Проскурове (Хмельницком), Виннице и Каменец-Подольском. Те немногие, которые приехали в страну, как и те, которые остались там, до последнего времени были вне сферы внимания израильских писателей, журналистов и исследователей Катастрофы. Никто туда не приезжал, никто не писал о жизни евреев там ни в прошлом, ни в настоящее время. Словно и не было обширного края с кипучей еврейской жизнью, принимавшей самые различные формы — от ортодоксальной традиционности до активного сионизма. Даже словам "местечковый еврей" придали отрицательный смысл, словно в происхождении из местечка скрывается что-то позорное, унизительное, о чем лучше забыть.
Хочу отметить с одобрением, что совсем иначе повели себя в Израиле выходцы из мусульманских стран: они очень дорожат своими корнями, возвеличивают свою культуру и фольклор, выискивают в своем прошлом всякую крупицу того, чем можно гордиться. Ашкеназийские же евреи оказались людьми без корней, словно они не перенесли немыслимые страдания, а прямо с неба слетели на Землю обетованную и стали в ней богатыми мапайниками и бюрократами-чиновниками, притесняющими "народ", то есть восточных евреев... Даже свой язык, идиш, они стремились предать забвению, в то время как сефарды берегут и уважают свой жаргон испанского языка — ладино.
Поэтому в этнической розни евреям из Европы надо винить не только выходцев из восточных общин, но и себя. Если сам не уважаешь свое прошлое, то и другие не уважают его.
Единственным аспектом жизни евреев в Советском Союзе, который удостоен внимания в Израиле и стал предметом многочисленных исследований и публикаций, является движение борьбы за свободу алии, возникшее после Шестидневной войны. Говоря об узниках Сиона, теперь подразумевают только деятелей этого движения. 
При всем моем уважении к ним и их борьбе хочу напомнить, что сионизм существовал еще в дореволюционной России и не был искоренен даже в самые мрачные периоды советской власти. Подавляющее большинство его лидеров и рядовых членов поплатились жизнью за то, что хранили этот уголек стремления к Сиону, не давали ему угаснуть. Это не дележка славой (погибшим и доживающим свой век сионистам тех времен слава уже не нужна), а лишь попытка восстановления исторической правды.
Если на протяжении долгих лет отсутствие внимания к жизни евреев до 60-х годов в Советском Союзе в целом и на Украине в частности объясняли трудностью доступа к источникам, то положение изменилось после распада Советского Союза. Теперь можно свободно приезжать на Украину, можно встречаться с живущими там евреями и услышать замечательные рассказы о праведниках народов мира — украинцах, которые действовали среди моря жестокости и зверств и оставались настоящими людьми, жертвовали своей жизнью ради помощи людям, попавшим в беду, хотя они и были сынами другого народа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий