Вчера в придворной церкви видел я короля и королеву. Спокойствие, кротость и добродушие изображаются на лице первого, и я уверен, что никакое злое намерение не рождалось в душе его. Есть на свете счастливые характеры, которые по природному чувству не могут не любить и не делать добра: таков сей государь! Он может быть злополучен; может погибнуть в шумящей буре – но правосудная история впишет Людовика XVI в число благодетельных царей, и друг человечества прольет в память его слезу сердечную. – Королева, несмотря на все удары рока, прекрасна и величественна, подобно розе, на которую веют холодные ветры, но которая сохраняет еще цвет и красоту свою. Мария рождена быть королевою. Вид, взор, усмешка – все показывает необыкновенную душу. Нельзя, чтобы ее сердце не страдало, но она умеет сокрывать горесть свою, и на светлых глазах ее неприметно ни одного облачка. Улыбаясь так, как грации улыбаются, перебирала она листочки в своем молитвеннике, взглядывала на короля, на принцессу, дочь свою, и снова бралась за книгу. Елисавета, сестра королевская, молилась с великим усердием и набожностию; мне казалось, что по лицу ее катились слезы. – В церкви было множество народу, так что я от жару и духоты упал бы в обморок, если бы одна дама, приметив мою бледность, не подала мне спирту. Все люди смотрели на короля и королеву, еще более на последнюю; иные вздыхали, утирали глаза свои белыми платками; другие смотрели без всякого чувства и смеялись над бедными монахами, которые пели вечерню. – На короле бил фиолетовый кафтан; на королеве, Елисавете и принцессе – черные платья с простым головным убором. – Дофина видел я в. Тюльери. Прекрасная, нежная Ланбаль, которой Флориан посвятил «Сказки» свои, вела его за руку. Милый младенец! Ангел красоты и невинности! Как он в темном своем камзольчике с голубою-лентою через плечо прыгал и веселился на свежем воздухе! Со всех сторон бежали люди смотреть его, и все без шляп; все с радостию окружали любезного младенца, который ласкал их взором и усмешками своими. Народ любит еще кровь царскую!
Тюльери. Имя произошло от tuile, то есть черепицы, которую некогда тут делали. Сей дворец построен Катериною Медицис; состоит из пяти павильйонов с четырьмя кор де ложи188; украшен мраморными колоннами, фронтоном, статуями и, наконец, изображением лучезарного солнца, девизом Лудовика XIV. Вид здания не величествен, но приятен; положение очень хорошо. С одной стороны – река Сена, а перед главною фасадою – Тюльерийский сад с высокими своими террасами, цветниками, бассейнами, группами и (что всего лучше) древними густыми аллеями, сквозь которые вдали видна, на обширной площади, статуя Лудовика XV. Тут живет ныне королевская фамилия.
246. Тут живет ныне Королевская фамилия. — Упоминани эт имеет текст нескольк значений. Прежде всего , здесь содержится намек на события 5 — 6 октябр 1789 г. — самые острые момент в все политическо хронике революции .
Тюльери не был в XVII I в . официально резиденцией французских королей. Однако после того как толпа парижски женщин заставила короля и Национальное собрание переехать из Версаля в Париж в знак разрыва с прошлым король с семьей был помещен не в своей обычной парижской резиденции, а в Тюльери.
В это значение «ныне » в фразе Карамзина . Однак когда текст это сделалс доступе русском у читател ( возможно , и когд о писался) , и Людови XVI , и Мария - Антуанетт давн уж был гильотинированы , а предсмертны место пребывани я бы не Тюльери , а замок Тампль .
Позиция , пр которо писател ка б ы знае того, чт известн читателю , придае текст особу смыслову весомость .
— И мирной залы вхо в Короле- вин комнат Я вспомни 4 Октября, т ужасну ночь, в которую прекрасна Мария, слыш у двере свои грозны кри Парижски вар- варо и сту оружия, спешил неодетая, с распущенным волосами, ук- рытьс в объятия супруг о злоб тигров... Н скор мо я обратить глаз н украшени и живопис комнат. Т
стоя перед каррикатурами Королевы Французской и Римского Императора. ..— Имеютс в вид Мария-Антуанетт и е брат, австрийски император Иоси II. Наводнивши с начал 1789 г. Пари карикатуры, направленны про- ти королев и е австрийско родни, вдохновлявше контрреволюционны иптриги европейски дворов, был доступн в России. « братье Ге, торговавши одно- временн в Петербург и в Москве, имелис комплект известног периодического издани Камилл Демулен <.. .> Кажды номе сопровождалс злободневными политическим карикатурами, имевшим большо успе у современников» (Штранге M. М. Русско обществ и Французска революци 1789—1794 гг. М., 1956, с. 55). Однак парижски памфлеты, карикатур и лубочны картинк про- давалис и у други книгопродавцев, а такж служил образцам дл русских лубочны карти (ср. лубо «Славны объедал и веселы подпивала», воспроиз- водящи карикатур С. Дюмопсть «Гаргантю з завтраком», направленну про- ти Людовик XVI). Карамзи и в Париж проявля большо интере к карика- тура и сатирически листкам. Каку карикатур виде Карамзи в деревенском трактир окол Твери, установит невозможно. Однак эпизо это важе дру- ги — о вводит, хот и в завуалированно виде, в само перво письм путеше- ственник тем французско революции.
маленькой Трианон, о которо говори Де- ли ь: Semblable à son auguste et jeune Déité, Trianon joint la grâce avec la majesté.* Приятны лесочк с Английским цветникам окружаю уединенный домик, Любезности посвященны Любезност и тихи удовольствиям избранног общества. Ту н Королева, а тольк прекрасна Мария, как мила хозяйка, угощал друзе своих; тут, в низенько галлерее, закры- ваемо о гла густо зеленью, бывал самы приятнейши ужины, кон- церты, пляск Граций. Соф и кресла обит собственно работо Ма- ри Антуанеты; розы, е вышитыя, казалис мн прелестне все роз Натуры. 8 Са Трианон ест совершенств садо Английских; нигд нет холодно симметрии; везд приятны беспорядок, простот и красоты сельския. Везд свободн играю воды, и цветущи берег и ждут, ка- жется, пастушки. Прелестны острово являетс взору: там, в дико гу- стот леска, возвышаетс хра Любви; та искусны резе Бушардонов изобрази Амур в все ег любезности. Нежны бо ласковы взором свои приветствуе входящих; в черта лиц ег н видн опасно хит- рости, коварног лукавства. Художни представи любов невинну и щастливую. — Ид далее; виж маленьки холмики, обработанны поля, луга, стада, хиженки, дико грот. Посл великолепных, утомительных предмето Искусств нахож Природу;
. В парижски масонски кругах , соприкосновени с кото - рым Карамзин боле че вероятно , бытовал легенда , согласн которо револю - ц и — эт возмезди с сторон Вечно Справедливост з преступление , которо е корол Франци некогд совершили, безвинн казни тамплиеров . Легенд эт а заставлял видет в казн корол неизбежно последстви преступлени ег пред - шественников , а в само Людовик XV I — «мученик ошибо славных » (Пушкин . О д «Вольность» ; «славнщх » здес имее значени «все известных») , «сложив - шег главу» , п пушкинском ж выражению , «з предков» . Связ эт делаетс я очевидной, есл вспомнить , чт Тампль , которы напомни Карамзин преступле - н и Филипп Красивого , бесспорн бы памяте и автору , и ег читателя п а горазд боле свежи исторически воспоминания — ка мест последнег заклю - чени королевско семьи, откуд Людови XV I и Мария-Антуанетт отправилис ь гильотину . Ассоциаци эт симметричн замыкал вс цеп размышлений , вызванны улице Тампль
4. Я вспомнил 4 Октября... — Карамзи имее в вид похо парижски х женщи н Версал ( ошибко н ден — фактически похо состоялс 5— 6 ок- тябр 1789 г.), повлекши капитуляци королевско власт и переселени корол я Национальног собрани в Париж . Перепуганна Мария-Антуанетта , н успе в одеться , бросилас в комнат короля , чтоб спастис о толпы, проникше утро м 6 октябр в дворец. Вмешательств Лафайет спасл жизн королевы . Отрыво к это свидетельствуе о использовани устны источников : в врем пребывани я Париж Карамзин , видимо, расспрашива о событиях , свидетеле которы н был.
Мария-Антуанетт 225, 294, 297, 613, 635, 647, 654, 659, 663
Комментариев нет:
Отправить комментарий