В середине октября 1927 г. в парижском ресторане
«Казнав» обедали трое друзей.
Это были:
Христиан
Раковский, посол Советского Союза во Франции;
Панаит Истрати, румын по национальности, французский
писатель, бывший маляр, грузчик, бродячий фотограф
и просто бродяга, прославившийся первой же своей
книгой «Кира Киралина»;
третьим был автор этих
строк, посвященных памяти двух покойных друзей и
рассказывающих неизвестную историю трех книг Панаита Истрати о советском коммунизме: «К другому
пламени. После 16 месяцев в СССР»; «Советы в 1929»;
«Нагая Россия» (3 тома, изд. Ридер, Париж, 1929).
Двое румын, ибо Раковский также был румыном
по происхождению, но родившимся в Болгарии, чтобы
затем стать советским гражданином на Украине, должны были на следующий день выехать в Москву.
Посол был отозван своим правительством в связи с бешеной кампанией против него парижской прессы —
или под этим предлогом. Истрати — знаменитый писатель, открыто сочувствующий коммунизму, — был
приглашен принять участие в пышных празднествах,
готовящихся по случаю десятилетия «Октябрьской
революции».
Я смотрел на них и слушал, завидуя предстоящему отъезду.
Я был исключен из коммунистической
партии и III Интернационала в 1925 г., т. е. после
смерти Ленина, исключен по обвинению в недисципли
нированности и нонконформизме; у меня не было ни
какой надежды когда-либо увидеть Россию, которую
я так люблю и судьба которой не перестает меня в
высшей степени интересовать.
В этот вечер Раковский, обычно блестящий собеседник, был задумчив,
молчалив, временами казалось, что он отсутствует.
Казалось, что он поглощен мыслями, которыми не
может с нами поделиться, лишь время от времени он
включался в разговор.
Истрати не умолкал: в эйфории, возбужденный
мыслью о паломничестве в «Мекку коммунизма»,
которое ему предстояло начать на следующий день и о
котором он давно мечтал, Истрати не переставал выражать свой энтузиазм по поводу революции и светлого будущего, открывающегося перед ней.
Он не был
членом партии, но разделял популярные представления о «заре, встающей на Востоке», как тогда гово
рили, и резко критиковал «буржуазное» общество,
его слабости и пороки, возлагая на него ответствен
ность за недавнюю страшную войну, ее ужасы и по
следствия.
Он ничего не понимал в марксизме, что его ни
сколько не смущало: чувства заменяли ему доктрину,
инстинкт определил его место на стороне бедных,
эксплуатируемых, жертв. На стороне всех бунтарей.
Идеология Истрати была чем-то вроде гуманитарного
анархизма, свободного от теоретических мотивов. О
советском режиме он знал лишь одно, что тот вражде
бен капиталистическому миру. Но этого казалось ему,
неспособному ужиться ни в одном коллективе, доста
точным, чтобы строить проекты переселения на по
стоянное жительство в Россию. Как если бы незави
симая личность могла существовать в стране, в кото
рой все население заключено, по своей воле или на
сильно, в тесные клетки государственных и полицей
ских ячеек. Я не старался его разубедить, зная, что
каждый учится сам, своими усилиями и на собствен
ном опыте.
Поглощенный радостью предстоящего отъезда,
он не сознавал диссонанса между своим поведением и
настроением товарища по путешествию.
Он не знал, что Раковский был участником политической драмы,
драмы, чреватой исторической трагедией, по сравнению с которой отзыв с поста посла во Франции не
имел никакого значения.
Смерть Ленина открыла в
Москве вакансию на место бесспорного верховного
авторитета.
В руководящих кругах единой партии сложились две главные фракции, претендовавшие на ва
кантное место, что означало борьбу за абсолютную
власть над огромным пассивным населением.
Против
обладателей этой олигархической власти, группировавшихся вокруг Сталина, впервые на верхах складывается значительная легальная оппозиция.
Главный
выразитель ее взглядов — Троцкий.
Раковский, старый друг Троцкого, подписывает декларации, критические заявления и предложения этой реформаторской
тенденции. Он оказывается, таким образом, втянутым в конфликт, сути которого не понимает партия в
целом, еще меньше понимает его советская публика.
Смысл конфликта был ясен только узкому кругу по
священных — Истрати имел о нем лишь поверхностное смутное представление и был к нему равнодушен.
Я понимал, что мысли Раковского во время нашего прощального обеда были заняты ходом этого
беспощадного конфликта.
Посол, для которого партийная дисциплина была законом, подчинялся строгому правилу, запрещавшему разговоры о секретных
делах — о «семейных делах» — с человеком вне пар
тии, даже если он называл себя коммунистом.
Я следовал этому примеру, ибо хотя меня предали анафеме
и обильно поливали грязью бешеные наемники рождавшегося сталинизма, коммунисты-оппозиционеры
всех тенденций считали меня своим.
Ни Раковский,
ни я не стали охлаждать искреннего энтузиазма неофита, раскрывая ему горькие истины о режиме, о котором он имел общее, экзальтированное и оптимистическое представление. К тому же, оппозиция, которую
в то время обычно называли «троцкистской», была
224
целиком солидарна с режимом и его принципами, она
лишь сожалела о некоторых эксцессах в практическом
их осуществлении и предлагала скромные реформы
внутренней жизни партии. Я уже отверг примитив
ный и обедненный псевдомарксизм, в котором буква
убивает дух, но это не мешало ни личным отноше
ниям, ни моральной солидарности в беде.
Раковский и Истрати выехали вместе на другой
день, 15 октября. Их дороги, как их судьбы, разо
шлись вскоре после прибытия в Москву, где полным
ходом шла шумная подготовка к юбилею «великого
Октября». Никто из чиновников наркомин дела не явил
ся на вокзал встречать посла. Раковский понял без
слов, Истрати ничего не понимал. Кто-то нашел так
си, отвезшее двух путешественников в город. На сле
дующий день Истрати был взят в руки ВОКСом, одним
из многочисленных филиалов тайной полиции, кото
рая в то время называлась ГПУ, и моментально втя
нут в «машину» приема и обработки гостей. Его на
чали возить и водить, холить и лелеять, чествовать и
льстить на бесчисленных приемах и встречах. Предо
ставленный самому себе, Раковский присоединился к
товарищам по оппозиции, которые называли себя
тогда «болыневиками-ленинцами». Это была неболь
шая группка, уже под надзором и давлением, которая
вела борьбу без видимого исхода, ставдиую вскоре
борьбой без надежды.
* * *
По возвращении в 1929 г. во Францию Истрати
расскажет по-своему: очень живо, взволнованно, прерывая повествование восклицаниями, размышлениями,
иногда наивными, по временам очень меткими, часто
противоречивыми, нередко двусмысленными — о сво
ем шестнадцатимесячном пребывании в советской стране, которую он исколесил с севера на юг и с вос
тока на запад (этот рассказ послужит мне памятным
блокнотом).
Насколько я знаю, никто из визитеров-
иностранцев не проделал такого пути, не видел столь
ко, не встречал такого числа людей, не вникал так
добросовестно.
Он никогда не был один, его всегда сопровожда
ли усердные члены верховной партии, ловкие пере
водчики, «ангелы-хранители» и доносчики всех ви
дов.
Я дал Истрати рекомендательную записку к мое
му другу Пьеру Паскалю, который жил в России более
десяти лет и был лучшим свидетелем и наблюдате
лем подлинной жизни русского народа, какого можно
пожелать, самым образованным, самым компетентным
в советских делах.
Это, конечно, не значило, что он
готов был поделиться своими взглядами с каждым со
беседником: на собственном опыте он знал, что каждый
должен сам найти для себя истину.
У него Истрати
познакомился с многочисленной семьей Русакова, о
котором дальше будет речь: старшая из дочерей была
замужем за Виктором Сержем, младшая — за Пьером
Паскалем.
Вскоре после приезда Истрати подружился
с греческим писателем Никосом Казандзакисом, также
гостем Москвы, приглашенным как сочувствующий
коммунизму и «друг СССР».
Оба жителя Балкан были
созданы для взаимопонимания и стали неразлучными
спутниками в путешествии.
Их включили в небольшую
группу официальных гостей, соответствующим обра
зом окруженную профессиональными «гидами» и шпи
онами разных мастей, и повезли по Украине и Кавказу.
Всюду гости, опережаемые хвалебными характе
ристиками, находили торжественный прием и радост
ные встречи: митинги и речи в их честь, обмен заве
рениями в дружбе и несгибаемой солидарности. Истра
ти не щадил похвал и дифирамбов в адрес своих хозя
ев, славящихся «широкой натурой».
В конце декабря 1927 г. Истрати и Казандзакис,
решив съездить в Грецию и затем вернуться в СССР,
написали письмо Сталину: «Мы отправляемся теперь
в Грецию, чтобы прокричать наш энтузиазм в связи
с тем, что мы видели в СССР».
В Афинах их подрыв
ные политические декларации вызывают острую враж
дебную реакцию, и в марте 1928 г. Истрати возвра
щается в Россию, Казандзакис приезжает в апреле.
Вдвоем они снова отправляются знакомиться с бес
крайними русскими просторами, едут на север — в
Мурманск и Архангельск, заглядывают даже на Соло
вецкие острова, не заметив там концлагеря, и возвра
щаются в Москву, откуда Истрати выбирается в Крым,
чтобы немного отдохнуть.
В мае 1928 г. возвращение в Москву, разговор с
Горьким, который свелся к обмену ничего не знача
щими словами, и 1 августа Истрати выезжает в Мол
давию, псевдоавтономную республику, в которой го
ворят на румынском языке.
В конце этого же месяца
он направляется на север, живет в Нижнем Новгороде,
откуда совершает в роскошных условиях чудесное пу
тешествие вниз по Волге, посещает Казань, Самару,
Саратов и Сталинград и 18 сентября доезжает до Астра
хани.
Здесь прозябает несчастный Раковский, в полной
немилости, больной, сосланный в грязный городишко,
полный малярии и комаров.
Происходит неожидан
ная, удивительная и очень знаменательная встреча
между искренним неофитом и заслуженным ветераном
коммунизма.
В разговоре двое друзей как бы состя
заются между собой в пристрастности и взаимном
непонимании. Во всяком случае внешне, ибо один из
них знает, в чем дело.
*
Раковский невозмутимо стоит на своей линии
конформистского поведения, достойного ортодоксаль
ного коммуниста: несмотря на исключение из партии,
он не произносит ни одного слова правды перед ком
мунистом« любителем, который упорствует в своих
иллюзиях и провозглашает идеологические клише офи
циальной пропаганды, как если бы он еще ничего не
видел, ничего не узнал за одиннадцать месяцев жизни
в СССР.
Каждый раз, когда Истрати ставил острый
а следовательно, неприличный вопрос Раковскому о
событиях, случившихся после их отъезда из Парижа,
бывший высокий советско-коммунистический чинов
ник отвечал уклончиво, шуткой или не на тему.
И в
то время, когда Истрати, среди выскочек большевист
ской олигархии и сочувствующих гостей, присутство
вал на грандиозном спектакле-параде на Красной пло
щади, организованном в десятую годовщину Октября,
Раковский и несколько его товарищей пытались про
демонстрировать свое диссидентское присутствие,
чем заслужили оскорбления, толчки и зуботычины:
Сталин мобилизовал против них подходящих негодя
ев, готовя одновременно на предстоящем XV съезде
партии исключение оппозиции.
Троцкий назвал это
«репетицией Термидора».
В декабре 1927 г., когда Истрати в полной эйфо
рии возвращался с Кавказа, XV съезд собрался в Мос
кве: единогласие 1669 делегатов было заранее обеспе
чено.
Сталин, хозяин Орграспреда (бывшего Учрас-
преда), каждого из них отобрал и выдрессировал одоб
рять, аплодировать и ему подчиняться.
Вышедшего
на съездовскую трибуну Раковского «ругали как не
прошенного гостя, обстреливали ругательствами и
сарказмами, провоцировали и обрывали сначала после
каждой фразы, потом после каждого слова, наконец
прогнали с трибуны, на которой он с бесполезной храбростью выставил себя, как у позорного столба».
В конце оппозиция, представителем которой был Ра
ковский, настаивая на своей лояльности, признала
себя виновной в нарушении дисциплины, выразила
раскаяние и заявила: «У нас нет никаких принципи
альных разногласий с партией» (цитаты из моей кни
ги «Сталин», Париж, 1935, переиздание 1977).
Тем не
менее, оппозиционеров исключили из партии и сослали
к чёрту на рога.
Но и в Астрахани, где по удивитель
ной случайности двое друзей встречаются, Раковский
упорствует в стереотипном конформизме, отрицает
все неприятные очевидные факты, чтобы подтвердить
свою лояльность всезнающей и всемогущей Партии.
Нужно ли удивляться, что искренний Истрати все еще
убаюкивал себя сказками и услышанными идеями?
В это время еще никто не открыл ему глаза. А между
тем, он мог тайком беседовать с румынскими и гре
ческими рабочими на их языке...
Астрахань. «Вонючий город. Мириады комаров.
Чума, малярия, холера», — пишет Истрати. В луч
шей (!) гостинице постели кишат клопами.
Истрати
громко протестует.
Появляется Раковский, ставший
«толстым, раздувшимся, дряблым», больной маляри
ей и другими болезнями, неизлечимыми на месте, и
отрицает наличие клопов: «Нет. Их почти нет», — за
являет он (господствующая догма их не признаёт).
Он
восхваляет работы, ведущиеся в области, в этой «за
разной клоаке».
И хотя его трактуют как диссидента,
он твердо держится «линии», как выражаются в пар
тии. Даже «левее», как настаивает фракция, к кото
рой он принадлежит. Дружба и солидарность с Троц
ким в это время для него самое важное.
* *
*
Здесь следует остановиться на исключительном
случае этой исключительной личности, поразительным
образом иллюстрирующем состояние вещей и духа в
этой новой Империи, власть которой распространяет
ся на одну шестую земного шара, а многообразное
влияние ощущается во многих частях мира.
Этот «ис
ключительный человек», как назвал свою книгу о нем
его друг Анатоль де Монзи (Париж, 1927), сегодня
забытый, был соратником Ленина и Троцкого, одним
из самых выдающихся руководителей советского госу
дарства и покойного коммунистического Интернацио
нала, фактически не пережившего Ленина.
Я оставлю
пока Истрати, вернувшегося 20 сентября 1928 г. на
Кавказ, колесить по Грузии, Армении и Азербайджа
ну, чтобы бросить свет на «исключительную судьбу»
нашего общего друга: в моей памяти они неразделимы.
Христиан Георгиевич Раковский родился в Болга
рии (1873) и стал румыном, когда родители, поме
щики в Добрудже, выбрали румынское гражданство
после изменения границы в результате русско-турец
кой войны (1878).
Молодой студент, захваченный иде
ей социализма, начинает действовать всюду, куда бро
сает его судьба, сначала в своей стране, потом в Швей
царии, где он изучает медицину и встречает основа
телей русской социал-демократии: Плеханова, Веру
Засулич, Аксельрода, а также Розу Люксембург.
Он
даже, не знаю уж где, «пожал руку Энгельсу».
Учится
в Берлине, где знакомится с Вильгельмом Либкнехтом.
Высланный вскоре из Германии, он отправляется во
Францию, в Нанси, затем в Монпелье, где защищает
докторскую диссертацию по медицине.
Он присоединяется к «группе студентов-коллекти-
вистов» и завязывает дружбу с молодыми социали
стами де Монзи, Юбером Лагарделем, Эмилем Бюре,
которые по-товарищески называют его «Рако».
Когда
230
он встретит их 20 лет спустя, все они будут уже зна
менитыми.
Он женится на русской девушке и едет к
ней в Санкт-Петербург, но вскоре его высылают из
России.
Располагая некоторыми средствами, он дает
деньги «Искре», русской социалистической газете, ин
спирируемой незнакомцем по имени Ленин, и публику
ет в ней статьи, подписываясь «Инсаров».
Сотрудни
чает в главных социалистических изданиях Европы и
пишет ценные книги о Меттернихе, Франции, Румы
нии.
От него, из его корреспонденций в «Юманите»
Жореса, мир узнал о мятеже на броненосце «Князь
Потемкин-Таврический».
В 1905 г. Раковский находил
ся в Констанце, куда пришел мятежный корабль.
Он
свободно изъяснялся на шести европейских языках.
Вернувшись во Францию, он закончил юридичес
кий факультет, а потом решил заняться медицинской
практикой, обосновавшись в Больё на Луаре.
После
смерти жены он едет в Румынию, откуда его высыла
ют. Он решает тогда выбрать постоянным местом
жительства Францию и принять французское граждан
ство. События помешали ему. (Я пишу по памяти и
рискую совершить хронологические ошибки, но они не
имеют значения для точности передачи событий жиз
ни Раковского.)
Балканская война 1912 г. возвращает его в Румы
нию. Там он знакомится с корреспондентом «Русской
мысли» — неким Львом Троцким.
Оставим в стороне
многочисленные перипетии и приключения, выпавшие
на его долю, — вместе с предшествующими они сто
или ему шести высылок из разных стран с начала XX
века.
«В отличие от Гомера две страны боролись за
честь не считать себя местом моего рождения», —
говорил он де Монзи, своему первому биографу во
Франции (я был инициатором этой книги).
Когда нача
лась первая мировая война, Раковский — один из вид
нейших деятелей социалистического Интернационала.
Он представлял балканские партии на международных конгрессах.
В 1915 г. он участвует в работе Циммер-
вальдской конференции. Русская революция застает
его в тюрьме в Яссах, он сидит уже много месяцев,
русские солдаты его освобождают.
Вихрь событий
увлекает его в Россию и дает ему новую жизнь.
Дружба с Троцким определяет его ориентацию,
втягивает на большевистский путь. Партия, т. е. прак
тически Ленин, использует его многочисленные талан
ты на различных должностях, пока не поручает ему
ведение войны и дипломатию на Украине.
Он участву
ет в 1919 г. в создании коммунистического Интерна
ционала. В этом же году Съезд Советов Украины вы
бирает его председателем Совнаркома. «Предложение»,
как полагается, исходит от Ленина, в согласии с Троц
ким.
Почему этот румыно-болгар, уже почти француз,
образец европейца, получает, по его выражению, «дво
рянство» советско-украинского гражданства? Я объяс
нил это в 1975 г. в журнале «Est et Ouest», которого
почти никто не читает, поэтому я цитирую:
«После
Брест-Литовского договора (март 1919) Украина пред
ставляла собой картину, сложность которой, путаница
бесчисленных политических и этнических групп и под
групп не поддается описанию в нескольких строчках,
— подлинный пандемониум враждующих партий,
соперничающих организаций, ненавидящих друг друга
группок, воодушевляемых национальными страстями,
политической ненавистью, социальными требования
ми, религиозным вдохновением.
Большевики и мень
шевики, русские и украинцы, социалисты-революцио-
неры правые и левые, боротьбисты, максималисты,
бундовцы, сионисты, федералисты, анархисты (раз
личных тенденций), националисты, кадеты, казачьи
формирования, черносотенцы (здесь следует остано
виться, хотя можно бы продолжать).
Ленину нужно
было резать по живому.
Мастер использовать раз
личные компетенции, ставить нужного человека на
нужное место, он заявил своему окружению: на Укра ине требуется человек, который не был бы русским,
но не был бы и украинцем, не был бы ни большеви
ком, ни меньшевиком, ни социалистом-революционе-
ром, ни боротьбистом, ни максималистом, ни бун
довцем, ни сионистом, ни..., ни..., ни...; такой человек
есть, это Раковский».
Миссия Раковского, немедленно кооптированного
в высшие органы советского государства — ЦК и
ВЦИК, — состояла в осуществлении политической
линии Кремля.
Но управление Украиной, страной,
превышающей размерами Францию, предполагало
значительные возможности проявления собственной
инициативы, импровизации, интерпретации приходив
ших сверху декретов.
Человек энциклопедической куль
туры, Раковский успешно справлялся с делом.
В этом
отношении никого из руководителей нельзя было с
ним сравнить. Что не помешало в 1923 г. снять его со
всех высоких постов по обвинению в интеллектуаль
ном попустительстве Троцкому.
Он был отправлен
полномочным представителем СССР в Лондон, а на
следующий год в Париж.
Все политические и дипломатические комментато
ры Запада рассматривали новые назначения Раков
ского как большую честь, как лестное продвижение
вверх.л
Все они ошибались, ничего не понимая в совет
ско-коммунистических делах.
В это время для быв
шего политического лидера, устраненного от власти,
удаленного из центра, который принимает решения,
посольство означало немилость, этап на пути к окон
чательному падению.
Несмотря на это, Раковский в
Лондоне и Париже, как и в 1922 г. на памятной кон
ференции в Генуе под руководством Чичерина, выпол
нял свою трудную миссию интеллигентно и умело,
вызывая восхищение «буржуазных» собеседников.
Он
проявляет свои многочисленные способности.
Он на
ходит во Франции друзей юности: де Монзи, Лагарде-
ля, Бюре, которые рады встретить Рако...
В 1927 г. его карьера внезапно заканчивается, его
отзывают в Москву.
Таков был этот исключительный
человек, которого Истрати неожиданно встретил в
Астрахани: лишенным всего, преследуемым, больным,
не имевшим никакой помощи, поедаемым клопами и
комарами.
Сталин готовится уничтожить его мораль
но и физически.
♦
* *
Исколесив Закавказье, побратавшись с разного ро
да местными властями, но также и с простыми людь
ми, славящимися своей гостеприимностью и деливши
мися с ним своими секретами, Истрати садится на
пароход, чтобы вернуться в южную Россию.
В декабре
1928 г. он проводит три месяца в Киеве, где снимают
фильм по его книге.
В конце года Истрати возвра
щается в Москву, изнемогающий от усталости, впе
чатлений и противоречивых чувств.
Он много видел, много слышал, много размыш
лял, и он остается верным коммунизму, «советскому
эксперименту».
Он по-прежнему убаюкивает себя аб
страктными принципами, идеальными концепциями,
отвергающими реальность, но он увидел и услышал
столько противоречащего теории, что разум его глу
боко встревожен. Он верит, что нужно сказать правду,
дабы бороться с бюрократическими извращениями в
партии, с несправедливостью, которую он видел всю
ду, с многочисленными пороками нового общества.
Он верит, что поможет победить справедливости, к
которой питает неукротимую страсть.
В течение долгих месяцев визита, подходившего к
концу, сотни скромных пролетариев находили его,
чтобы сказать горькую правду, если можно было бесе
довать без свидетелей.
Истрати не знал русского, но
на юге и на Украине к нему приходили румыны и гре
ки, жившие там в большом числе.
Многое услышал он в Молдавии и в Одессе, где не случайно один из
районов назывался Молдаванкой.
Многие из несчаст
ных собеседников приходили, чтобы «одолжить» у не
го денег, и он охотно их давал, ибо был тогда богат —
со времен Сталина иностранные «попутчики» пользу
ются правом на щедрые авторские гонорары.
После
возвращения из Афин в СССР ГПУ перестало перма
нентно следить за Истрати и Казандзакисом; их оста
вили в покое, и они могли легче завязывать контак
ты с простыми смертными.
В то время как Истрати начинает ощущать внут
ренний разлад, Казандзакис, наоборот, зубами дер
жится за свое блаженное одобрение сталинского по
рядка (каких-нибудь десять лет спустя он будет вос
хвалять диктатуру генерала Франко в Испании).
Сто
ит напомнить, что в 1927-28 гг. советский режим еще
не был тем, чем он стал в 30-е годы.
Визит Истрати
имел место до ужасов коллективизации и до неописуе
мой жестокости, неразрывно связанной с пятилетни-
ми планами.
Наши путешественники еще могли встре
чать искренних коммунистов, производивших хорошее
впечатление и дававших сентиментальные поводы для
того, чтобы не утратить надежды.
Вскоре эта порода
подвергнется уничтожению, но безжалостная чистка
партии Ленина, предпринятая Сталиным, только на
чиналась.
Сотни, потом тысячи честных коммунистов,
обвиненных в ереси, будут заключены в тюрьмы, вы
сланы, но в это время Истрати еще находит их —
они ему жалуются, они откровенничают: в Троцком и
его товарищах они видят «золотой запас революции»,
обещание лучшего будущего.
Короче, Истрати, разрываемый сомнениями, вер
ный своим убеждениям и вдохновляемый долгом сви
детеля, еще верит, что он сможет все это примирить.
Чтобы свалить тяжесть с сердца, он пишет два — одно
за другим — письма в ГПУ, в которых, подтверждая
свою верность коммунизму и советской революции, просит разрешения написать правду о недостатках и
болячках режима, с тем чтобы способствовать его
исправлению в соответствии с великими принципами.
Он даже считает возможным убеждать ГПУ в необхо
димости прекратить преследования оппозиционеров,
т. е. Троцкого и его друзей, и разрешить в партии и
профсоюзах тайное голосование.
Можно себе предста
вить презрительный смех, каким были встречены в
ГПУ эти послания.
Но Истрати ничего не подозрева
ет.
В конце декабря он живет в Ленинграде, где в по
следний раз, как думает, он дружески общается с Ру
саковыми.
Русаков — старый рабочий, отец шестерых де
тей.
Семья живет в одном из петербургских доходных
домов.
Квартира состояла из десятка комнат -г де
вять членов семьи Русаковых занимали 4 комнаты,
жилищный кооператив помещался в остальных.
В фев
рале 1928 г., уже в Москве, готовясь к отъезду, Ис
трати узнает потрясающую новость.
Некая коммуни
стическая дева, хитро маневрирующая, чтобы захва
тить одну из русаковских комнат, спровоцировала
отвратительную сцену в квартире и осмелилась уда
рить по лицу Любу, мягчайшего человека, милейшую
и симпатичнейшую женщину.
«Ленинградская правда»
опубликовала гнусную статью, каждое слово которой
было ложью, требовавшую ареста отца Любы —
Русакова, бессовестно клевеща на него в выражениях,
которые равнялись требованию смертной казни.
Истрати двоился и троился, чтобы спасти семью
друзей от ужасной опасности.
Он понял наконец, что
это не местный или эпизодический случай, что это не
личное дело одной семьи, но модель мира, в котором
утверждается тяжелая и беспощадная бюрократичес
кая машина, готовая раздробить безупречно невинных
людей.
Он вмешивается, шлет телеграммы, звонит по
телефону, пишет, кричит как может, обращается во
все компетентные органы, доходит до Калинина, тре буя справедливости.
Нужно прочесть и перечесть гла
ву его книги, посвященную «делу Русакова», чтобы хо
рошо понять эту мрачную историю и, как он это сде
лал, осудить так называемый советский режим.
Истрати окончательно теряет иллюзии, разочаро
вывается и перестает мыслить обманными форму
лами псевдодиктатуры пролетариата.
Слабая полити
ческая культура странствующего самоучки еще не
позволяет ему отвергнуть навязанные троцкистской
оппозицией клише о борьбе классов там, где нет ни
борьбы, ни классов, о вреде бюрократии, в то время
как партия über alles является советским государством.
Но его интуиция сильнее укоренившихся идей.
15 фев
раля 1929 г. он возвращается в Париж разбитый, боль
ной, дезориентированный, не знающий, кому и чему
доверять: он не может ни говорить, ни молчать, ни
писать, ни отказаться от слова.
На следующий день
приезда он приходит ко мне, он рассказывает...
♦ *
♦
Минуло полвека, и невозможно сегодня передать
дословно обрывочный, всегда искренний, часто образ
ный, не всегда связный, иногда противоречивый рас
сказ; его восклицания, его гнев выражали ненависть
к несправедливости, сочувствие ее жертвам.
Все это
есть в книге «К другому пламени» и позднейших про
изведениях.
Но он не знал, с чего начать.
Громоглас
ный свидетель в пользу псевдосоциалистического ре
жима, он спрашивал теперь с тревогой — может ли он
опровергнуть сам себя, поймут ли его.
Очень убеди
тельно он объяснится с коммунисткой и троцкисткой
Магдаленой Маркс в беседе, опубликованной в париж
ском бюллетене «Contre le Courant» (№23) под заго
ловком «Панаит Истрати говорит нам...»
Он очень
хорошо объяснил свое прежнее отношение и отказ от него: «Только в последние три месяца моего визита...
чары исчезли, вуаль внезапно спала и подлинная ситу
ация, абсолютно очевидная для всех людей доброй
воли, открылась мне во всей ее жестокости».
Растерянность его дошла до высшей точки, когда
пришло невероятное письмо Ромена Роллана, в кото
ром тот уговаривал Истрати не публиковать двух по
сланий, адресованных ГПУ.
Пятьдесят лет спустя
нельзя читать это письмо без изумления: Р. Роллан на
ходит «замечательными» два наивных послания Ис
трати, но «вы не должны в данный момент их публи
ковать или позволить их публиковать Борису либо
друзьям Сержа».
И далее: «Эти страницы священны.
Они должны быть сохранены в архивах вечной (?!)
Революции. В ее золотой книге (??!!). Мы любим вас
еще больше за то, что вы их написали. Но не печа
тайте их!» И т. д.
Иначе говоря: правда недостаточно хороша, что
бы ее можно было сказать, публика нуждается в том,
чтобы ее обманывали, необходима религия для на
рода, следует «начинять голову» пролетариата.
Ис
трати в отчаянии.
В 1921 г. Р. Роллан спас его после
попытки самоубийства, помог выйти из душевного
кризиса, поддержка и протекция Роллана сделала Ис
трати писателем, знаменитостью.
Как спорить с ним,
как не послушаться настояний, носивших такой кате
горический характер?
Я присутствовал при «буре в
черепе», как выражался старик Гюго.
Мы жили рядом, в соседних домах, выходивших
на авеню Терн.
Панаит снял большое, почти пустое
ателье и ходил по нему из угла в угол, сильно жести
кулируя.
Мы навещали друг друга почти ежедневно и
не говорили ни о чем другом, кроме его советского
опыта, книги, которую он должен написать и которую
он не напишет...
«Я не могу! Я не могу! — кричал он
в ярости, — я не могу не послушаться Ромена Ролла
на!» И продолжал ходить из угла в угол, размахивая руками, как мельница крыльями.
Я понимал его рас
терянность и не старался повлиять на него, чего так
боялся Р. Роллан: каждый должен выбирать себе путь
по своей совести...
Но наши бесконечные разговоры
продолжались на ту же тему; поскольку в это время я
внимательно читал советскую прессу, я неизменно
утверждал его в правильности недавно сделанных им
выводов, цитируя из бесспорного источника факты,
иллюстрировавшие реальное положение трудящихся,
живших под так называемой диктатурой пролетариа
та. Истрати, несмотря на все то, что он уже знал, не
переставал поражаться, я же, со своей стороны, не
сознавал эффекта, который производили на его душу
мои красноречивые цитаты.
В один прекрасный день он мне заявил:
— Знаешь, я попросил Виктора (Сержа) собрать
воедино всю информацию, которую он мне сообщил.
Он сделал это, все написал, я ему заплатил (теперь,
через полвека, уж не помню сколько) — у меня дого
вор с издательством (Ридер), я опубликую это досье
под моим именем! Озаглавлю: «Советы 1929».
Я ответил:
— Ты с ума сошел. Что за странная идея? Чита
тели ждут твоего свидетельства, они знают твой стиль,
твою живость, им не нужно досье...
Он настаивал, мы дружески поспорили, каждый
из нас повторял свои аргументы.
Затем мы загово
рили о другом.
А на утро вернулись к спору...
Бедный
Панаит повторял свои доводы, я делал то же самое.
Разговор прерывался отступлениями от темы, иногда
приступами смеха; затем он впадал в глубокую мелан
холию, жалея угнетенных и проклиная угнетателей
всех видов.
Нередко он вдруг вспоминал свое прошлое,
воспоминания детства, случаи из былого, уступая
часто удовольствию пошутить.
Однажды, говоря о
женщине с бурным темпераментом, он воскликнул:
«Она могла забеременеть, взглянув на кальсоны, су шившиеся во дворе!» — и хохотал, как большой ребе
нок.
В другой раз, говоря о своем происхождении, он
заявил мне: «Я не знаю, кто был мой отец. Думаю,
что он, должно быть, был еврей».
И он разразился
саркастическим смехом, который звучал как вызов
неизвестно кому. (По свидетельству Эдуарда Рэйдона,
первого биографа Истрати во Франции, его отец был
греческий контрабандист, но я цитирую моего красно
речивого собеседника, полного фантазии и странных
задних мыслей.)
В то же время в вопросах своего соци
ально-политического опыта он был очень серьезен, до
беспокойства.
Как я упомянул, в это время я внимательно читал
советскую прессу: кроме «Правды» и «Известий»,
которые время от времени давали на последней стра
нице информацию, не привлекавшую внимания дип
ломатов и иностранных корреспондентов, я изучал
«Труд», «Комсомольскую правду», «Вечернюю Мос
кву», «Рабочую газету», «Бедноту», «Красную газе
ту», «Зарю Востока», харьковского «Пролетария», а
иногда и другие листки.
Я собирал обильную подлин
ную документацию, очень богатую и разнообразную,
по всем вопросам, волновавшим Панаита, и он жадно
слушал меня.
Однажды он внезапно вскочил, прошел
ся большими шагами по комнате, остановился и, тор
жествующе глядя на меня, произнес: «Знаешь, это ты
должен написать эту книгу!»
Пораженный, я возразил: «Ты спятил? Что ты
еще выдумал? Читатель хочет твою книгу, а не мою!
И мы возобновили наш напрасный спор, не придя ни
к чему.
Оба повторяли ранее сказанное.
Спор продол
жался и в следующие дни.
Приближалось лето. Во
круг нас все говорили только об отъезде из города.
Панаит не мог больше усидеть на месте, и он хотел
выехать, не помню уж куда. Однажды он мне заявил:
«Слушай. Перестань глупить. Я дам тебе (не помню
цифры), ты
сможешь поехать на юг и написать там книгу. Ты не можешь остаться один в Париже ле
том...»
Я обозвал его идиотом, мы снова начали спо
рить, но, чтобы заставить его замолчать, я неосто
рожно добавил: «К тому же, у меня только этот мос
ковский костюм, на юге в нем будет слишком жар
ко...»
Панаит, со своей обычной ловкостью, под
хватил мяч на лету: «Вот именно. Я тебе дам (столь
ко-то), ты купишь себе летний костюм и сможешь
поехать на юг, где напишешь книгу... Ведь у тебя все
материалы готовы... А через полгода после публи
кации я объявлю, что ты — автор!»
Ему казалось, что он нащупал мое слабое место.
Я знал скромную и спокойную гостиницу в Каркоране,
на берегу моря...
И огромная работа по собиранию
материалов — неужели ей суждено остаться неисполь
зованной? Ведь я затратил на нее столько времени...
Тем не менее, я сопротивлялся, Панаит бушевал,
мы продолжали бесполезный спор, наконец, я сказал:
«Ладно. Я тоже приготовлю тебе досье, которое ты
используешь, как ты это сделал с первым, но при ус
ловии, что ты сам, твоими чернилами, напишешь
свидетельство, которого ждут читатели.
16 месяцев
ты изучал Советский Союз, ты не можешь теперь
отказаться.
Если ты не напишешь, я тоже не напишу».
Истрати долго не сдавался.
Опустим наши последние напрасные споры. Однаж
ды утром я нашел его спокойным, сияющим, удовлет
воренным: «Решено, — заявил он мне. — Я напишу
мою книгу, ты напишешь свою, а я опубликую все
три».
Пораженный, я реагировал по-своему, вышучивая
странную идею: «Это — абсурд! Три книги, в том
числе два досье, на одну и ту же тему, разных стилей,
разных авторов... Но досье — это не книга. Я не читал
«Советы 1929», но я уверен, что всё вместе превра
тится в какофонию. Никто ничего подобного не ви
дел...»
Панаит загремел: «Мне наплевать! У меня до говор с издателем, он опубликует все, что я напишу.
Я напишу Роберфрансу, объясню, кто другие авторы,
объясню почему, вот и все. Значит, договорились?».
Еще немного поспорив, настаивая на разнородном
и нелогичном характере подобной публикации, я в
конце концов сдался.
Мне пришло в голову, что и Па
наит сдался, убежденный мною, и что он напишет
свой исключительный рассказ искреннего коммуниста,
потерявшего иллюзии.
Я рассчитывал также, что по
зрелом размышлении он поймет странность этой
трилогии и использует наши досье, не публикуя их.
Таким образом, работа, затраченная на изучение со
ветской прессы на протяжении многих лет, на что-
нибудь пригодится. К тому же, я был без работы и
без денег, а тут подвернулась временная работа. Не
говоря уж о возможности снова увидеть Средиземное
море...
Через несколько дней мы расстались. Я выехал
с чемоданом, набитым вырезками из советских га
зет, в Каркоран: маленький скромный, чистый, тихий
отель, идеальный для работы.
Мой друг Жан Бернье,
которому я рассказал о проекте «досье», присоеди
нился ко мне. Каждый вечер он читал написанное мною
за день и подбодрял словом и жестом...
Мог ли я по
дозревать, что десять лет спустя он станет сторонни
ком Гитлера, в ту пору союзника Сталина, и что Ка
зандзакис будет петь гимны генералу Франко?
Шек
спир говорил: «Беда кладет человеку в постель стран
ных партнеров».
Более современный автор перефра
зировал эту мысль: «Политика заставляет выбирать
странных партнеров для постели».
Заканчивая работу, я задумался, как озаглавить
этот пакет цитат? Бернье предложил: «Нагая Россия».
Мне это не нравилось, но ничего лучшего не приду
малось.
Пусть Панаит решает. Он принял заголовок.
Пусть будет так. Книга выйдет в декабре, после двух
других.
* * *
Я прочитал «Советы 1929» после выхода книги.
К моему великому удивлению, это не было досье, о
котором мне говорил Панаит, хотя в нем имелись от
личные документы, но написанный от первого лица
текст, как если бы автором был сам Истрати.
Книга
выражала взгляды т. н. троцкистской оппозиции:
осуждала нараставшее своеволие и злоупотребления
бюрократии, требовала восстановления демократичес
ких норм в партии, критиковала благосклонное отно
шение к зажиточным крестьянам и т. д. В основном,
она не противоречила официальным лживым догмам,
о чем, впрочем, заявляли сами троцкисты на съезде
в 1927 г.: «Никаких принципиальных расхождений с
партией у нас нет».
В книге говорилось о пролетари
ате, диктатуре пролетариата, т. е. о фикциях.
Неко
торая видимость демократии предусматривалась лишь
для внутреннего партийного употребления, но не для
трудящихся.
И главное, ни слова о тайном голосо
вании, т. е. издевательство вместо голосования, даже
в партии.
Бухарин осуждался за свой лозунг обогаще
ния крестьян, но Троцкий говорил то же самое до
него.
«Советы 1929» приняли всерьез даже скандальный
Шахтинский процесс, зловещее издевательство над
правосудием, отвратительный обман.
Можно задать
вопрос: читал ли Истрати это поразительное «до
сье», прежде чем публиковать под своим именем?
Возможно. Но ему это было безразлично, он особенно
не приглядывался: ни логика, ни последовательное
развитие идей его не волновали, он давал волю своему
темпераменту.
Написал ведь он: «Я, возможно, так и
остался навсегда ребенком».
Что же касается бюро
кратии, неутомимо осуждаемой, то разве не была она
партией, той самой, о которой Троцкий заявил: «Никто
из нас не хочет и не может спорить с волей партии. В конечном счете, партия всегда права. Можно быть
правым только с партией и через партию, ибо история
не дала другого пути разуму».
Мое безличное досье носило совершенно иной ха
рактер: оно представляло собой коллекцию бесспор
ных фактов, почерпнутых из официальных источни
ков, рисовавших подлинную картину советской дей
ствительности и опровергавших все измышления от
носительно режима, установленного Лениным и завер
шенного Сталиным.
Цитаты были подобраны с уче
том их принципиального значения: они опровергали
теории Ленина относительно отмирания государства,
ликвидации полиции, постоянной армии, бюрокра
тии, относительно свободы печати.
Они свидетель
ствовали о том, что советская практика противоречи
ла программе Октябрьской революции.
Ленин обе
щал: «Борьба партий за власть может развиваться
мирным путем в советах».
Теперь Бухарин и Томский
заявляли: «У нас... одна партия находится у власти,
все остальные в тюрьме».
Вслед за Лениным «Из
вестия» повторяли: «Диктатура пролетариата... это
власть, не ограниченная никаким законом».
И так
далее. Все эти документы собраны в моей книге-досье,
которую можно переиздать сегодня под заголовком:
«СССР 1930», который напомнил бы о книге Кюстина
«Россия 1839», опубликованной за век до «Нагой Рос
сии».
Тем временем Истрати напечатал в «Нувель ревю
франсэз» «Дело Русакова», включенное потом в книгу
«К новому пламени», которая стала его личным вкла
дом в трилогию.
Книга вызвала некоторую сенсацию
у читателей и хор враждебных голосов в сталинской
прессе.
Но Истрати питал иллюзии относительно
продолжительности эффекта, произведенного книгой:
необходимо было значительно больше, чтобы потря
сти общественное мнение, отравленное, сформирован
ное лживой, упорной, систематической пропагандой многообразных коммунистических организаций и бес
численных их филиалов и сателлитов.
Что же касается
враждебных голосов, то они были типично сталин
скими в своей ненависти, ругательствах и клевете в
адрес Истрати.
Предела подлости достиг А. Барбюс,
настоящая проститутка на службе советской власти,
автор тошнотворной апологии Сталина.
Коммунисти
ческая печать превзошла себя в гнуснейшей клевете,
когда вышла из печати «К другому пламени».
Я знал
по личному опыту, каких оскорблений можно ждать,
если говоришь правду о судьбе народов, закабаленных
большевистскими выскочками.
Самым жестоким испытанием для Истрати был
разрыв с Р. Ролланом, поведение которого, не опустив
шись до уровня Барбюса, было отвратительным и
жалким.
Интеллектуальное и моральное падение этого
мыслителя-индивидуалиста, ставшего сталинистом,
выразилось, в частности, в письме Жану Геенно, в ко
тором говорилось, что соавторы трилогии «спрята
лись под плащом Истрати».
Выше рассказано, как в
действительности обстояло дело. И другие пассажи
письма отличаются исключительной низостью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий