четверг, 6 августа 2020 г.

Эли Люксембург (1940, Бухарест – 2019, Иерусалим) «Десятый голод»



https://vtoraya-literatura.com/pdf/lyuksemburg_desyaty_golod_1985_text.pdf

  
Малодушный же подобен камню в устье колодца - он сам воду не пьет и на поля ее не пускает.

Малодушный подобен побеленному надгробию: снаружи он весь бел, зато внутри полон мертвых костей.

— Ребе Вандал нам так и говорил: воздух Иерусалима качают ангелы прямо из рая!
Вход в зиндан в Самарканде 1868 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
Вход в зиндан в Самарканде 1868 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958

Зиндан — традиционная подземная тюрьма-темница в Средней Азии
-----------------



Полеты души О Эли ЛюксембургеЛея Алон (Гринберг)

 – Эли, роману «Десятый голод» вы предпослали слова пророка Амоса:
 «“Вот наступают дни, – сказал Господь Бог, – когда пошлю Я голод на землю: не безводицу и бесхлебье, а голод внимать словам Господа”»«Амос», 8:2

 истинный взлет, высшая точка – роман «Десятый голод». Если можно выразиться спортивным языком о моем романе, я, как боксеры говорят: «Вышел на ринг и все в ринге оставил».

– Я расскажу вам один эпизод, связанный с романом. Он писался тринадцать лет. Я начал его еще до репатриации, а кончал здесь, одновременно работая над другими своими произведениями. 
Мистико-символический сюжет книги: группа бухарских евреев пытается подземными путями добраться до Израиля. Их путеводитель – древний арабский пергамент «Мусанна» из хранилища пергаментов и свитков, попавший в руки героя романа Иешуа Калантара.
 При одном из обысков КГБ конфисковал черновики романа. Месяц меня таскали на допросы, пытаясь выведать «правду»: где находятся эти подземные ходы? Мне стоило большого труда убедить их, что это художественный вымысел, плод писательского воображения…

– Ребе Вандал – сплав из трех образов. Один из них – мой отец. Простой необразованный человек, но он был осенен иным духом, иной интуицией, каким-то мистическим взглядом на мир. Отец оставил нам две толстые тетради, в которых описал историю своего рода за сто лет. На их основе я написал роман «Созвездие Мордехая». Но был человек, которого я называл гигантом мысли: раввин, отец моей будущей жены. Они тоже были эмигрантами: мы – из Румынии, они – из Польши. Беседы с ним оставили глубочайший след в моем сознании, открыли передо мной целый мир. И был чудотворец, мистик – Хаим Зангвиль из Рыбницы, рядом с которым я прожил несколько лет. Простой человек, о котором можно сказать, что у него была связь с Небом… Как видите, я ничего не выдумал, я только описал…
----------------------
При сотворении мира Господь назначил десять времен голода: девять из них состоялись уже, а вот десятый! Десятый будет духовный, самый жестокий, будем искать Божьего слова, Божий лик искать будем, но не найдем.

— Когда окончится голод духовный, десятый голод земли, — придет Мессия

Комментариев нет:

Отправить комментарий