понедельник, 15 июня 2020 г.

Дюркгейм, Эмиль (1858-1917). Самоубийство : Социол. этюд

Помню охватившее меня возбуждение, когда я впервые взял книгу из спецхрана. Она была в кожаном переплете с тиснеными золотом буквами. Опубликованный в 1915 году в Санкт-Петербурге фолиант являлся русским переводом книги «Элементарные формы религиозной жизни» французского социолога Эмиля Дюркхейма, где он исследовал религиозные и тотемные верования австралийских аборигенов. Возвращаясь домой в трамвае с моим сокровищем, я почти дрожал от переполнявших меня чувств. Тайком просмотрел несколько страниц — они были для меня глотком свежего воздуха — настолько велико было отличие от сухого стиля советских учебников.
Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim15 апреля 1858 — 15 ноября 1917) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и предшественник структурно-функционального анализа. Наряду с Огюстом КонтомКарлом Марксом и Максом Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки
Дюркгейм ввёл в научный оборот ряд популярных ныне терминов, в частности, «коллективное сознание»
Дюркгейм родился в лотарингском Эпинале в религиозной еврейской семье.
 Его отец, дед и прадед служили раввинами[11].
 В раввинской школе начинал учиться и сам Эмиль, однако в довольно раннем возрасте он отказался следовать семейной традиции и перешёл в другую школу[11][12]. Дальнейшая его жизнь была полностью светской, и в своих трудах Дюркгейм неоднократно показывал, что феномен религии был в большей степени определён социальными факторами.
 Тем не менее, социолог сохранил связи как со своей семьёй, так и с еврейским сообществом

David Emile Durkheim was born on April 15, 1858 in Epinal, capital town of the department of Vosges, in Lorraine.(Лотарингия)
His mother, Mélanie, was a merchant's daughter, and his father, Moïse, had been rabbi of Epinal since the 1830s, and was also Chief Rabbi of the Vosges and Haute-Marne.
Emile, whose grandfather and great-grandfather had also been rabbis, thus appeared destined for the rabbinate, and a part of his early education was spent in a rabbinical school.
 This early ambition was dismissed while he was still a schoolboy, and soon after his arrival in Paris, Durkheim would break with Judaism altogether.
 But he always remained the product of close-knit, orthodox Jewish family, as well as that long-established Jewish community of Alsace-Lorraine that had been occupied by Prussian troops in 1870, and suffered the consequent anti-Semitism of the French citizenry.
Later, Durkheim would argue that the hostility (враждебность)of Christianity toward Judaism had created an unusual sense of solidarity among the Jews.

В Эльзасе
каждое революционное выступление сопровождалось нападениями на евреев.
в Эльзасе ненависть к евреям не прекращалась, и во
время таких общественных потрясений, как революции
1830 и 1848 гг., там происходили даже антиеврейские
эксцессы.
Нацисты стали изгонять евреев из Эльзаса-Лотарингии ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА. под редакцией Э́ТТИНГЕР Шмуэль (1919, Киев, — 1988, Лондон; похоронен в Иерусалиме) видный израильский историк, общественный и политический деятель.
В 1986 г. возражал против предоставления поста премьер-министра И. Шамиру.
В 1988 г., после начала интифады, Эттингер был инициатором петиции профессоров, выступавших против оккупации территорий

 



термин "аномия" был введен в лексикон профессионалов великим французским социологом Эмилем Дюркхеймом впервые в 1897 году, после публикации его классической работы "Суицид". Дюркхейм проделал гениальную работу, только имев под рукой cравительственные данные о частоте самоубийств в разных концах Европы (это только сегодня, что такие данные можно получить, собрав газетных публикации разных стран с помощью ключевого слова в поисковике гугл, но разговор сейчас идет о девятнадцатом веке!). Чтобы найти ассоциации или причинно-следственные связи между религией данного региона и частотой суицидов, он сравнил данные протестантских стран с католическими, потом католических регионов протестантских стран с протестантскими регионами католических стран, и так далее. А потом, чтобы выяснить есть ли связь между климатом региона и частотой суицидов, он сравнил данные северных стран с данными южных, и проделал ту же работу для разных времен года, месяцев итд. Таким образом, он мог придти к результатам или к заключениям о чисто персональном и крайне индивидуальном поведении человека, не имея даже под рукой хоть одной истории болезни какого-либо определенного человека или имя хоть одного самоубийцы. На более обобщающем уровне своего исследования Дюркхейм сделал предположение, что суициды также отражают уровень ясности и стабильности соглашений между разными составляющими данного общества. Замечая, что в так называемые времена "перемен и потрясений" предстают перед человеком с очень неопределенными ответами на вопрос: "что нам грядущий день готовит?", Дюркхейм впервые предположил, что именно эти неопределенности и вызывают конфуз, тревогу и даже саморазрушение индивидуумов и всего социума. Вот именно для этого случая и выбрал Дюркхейм термин "аномия"- чтобы описать "ненормальное" состояние общества или же , точнее, "общества без норм". Надо тут отметить, что Дюркхейм, всего лишь подобрал слово, он не придумал его. Термин anomie до этого использовался во фран.и нем. для обозначения "беззакония". А в англ. термин "anomy" использовался еще за три века до Дюркхейма и означал "сопротивление божественным законaм". Тем не менее, отдадим должное Эмилю Дюркхейму: именно он создал социальную концепцию аномии. Через несколько лет после публикации Дюркхеймом "Суицида", социологи посчитали, что концепция аномии очень даже полезная, и некоторые социологи даже решили расширить границы ютилизации термина.>

-------------------------
 еврейское происхождение социолога всегда было достоянием общественности, что и сделало его мишенью французских правых. Многие студенты Дюркгейма, призванные защитить страну, погибли на полях сражений. Наконец, в декабре 1915 года погиб Андре, сын учёного. Дюркгейм не оправился от потери, был эмоционально опустошён и скончался в 1917 году от инсульта[19][20]. Он был похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.




 



Дело Дрейфуса в 1890-х гг. раскололо французскую интеллигенцию на два воюющих лагеря. Лицо частное и занятое наукой, Дюркгейм публично и твердо поддержал Дрейфуса и поплатился за это: его уроки срывались, его жизни угрожали.
Социология, по Дюркгейму, является наукой об этой солидарности, ее основах, причинах ослабления и способах укрепления. принято различать два вида социальных теорий. Одни в качестве основы рассматривают конфликт, другие — гармонию. В этом смысле Дюркгейм несомненно является теоретиком гармонии, а Маркс применительно к классовому обществу — теоретиком конфликта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий