четверг, 26 марта 2020 г.

Сумасшедший корабль. автор Форш Ольга Дмитриевна 1873 — 1961

Роман «Сумасшедший Корабль» был написан Ольгой Форш в 1930

 Замысел романа «Сумасшедший корабль» (далее: СК), предположительно, мог возникнуть в интервале 1923 – 1928 гг. :
между годом закрытия ДИСК´а и датой, зафиксированной в дневниковой записи К. Чуковского от 14 мая 1928 г. : 
«Форш хочет написать хронику «Дома Искусств» «Ледяной Корабль »
 Первым подходом О.Форш к созданию образов писателейсовременников, населявших ДИСК, стал написанный по свежим впечатлениям от жизни в «Доме Искусств» рассказ «Без сигары» (1924).
 В этом произведении уже был заложен комплекс мотивов, получивших развитие в СК.
 Герой рассказа (поэт Клест) «жил в общежитии с коридорной системой, где в номерах развелись сплошь прозаики и поэты» .
 Образ этого общежития практически идентичен образу ДИСК`а с его причудливой сетью коридоров и геометрически неправильными помещениями.

ЧИСТОБАЕВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ
ТВОРЧЕСТВО О. ФОРШ 1910–1930-Х ГГ. В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ НАЧАЛА XX В.
Диссертация

 Очевидно, что к концу 1920-х г. О. Форш ясно осознала разрушительность большевистской власти.

писательница признавалась коллеге по Вольфиле: «Если большевистская Россия есть ад, то Дом искусств – ад в аду. Столько взаимного подсиживания, столько тщеславия, столько честолюбия, готовности предать людей, чтобы самому заслужить чин или орден, было там, что человеческому уму невозможно даже представить»

 Во время своего путешествия в 1927 г. О. Форш посетила М. Горького на Капри. Воспоминанием об этом может быть «итальянский след» в СК. Тем не менее, главным толчком для создания романа был факт реального проживания О. Форш в «Доме Искусств».

Сам автор романа и его Alter-ego (прозаик Долива)

 Взгляды автора выражены в речах филолога Сохатого, в образе прозаика Доливы.

юноша-фавн Вова (Лев Лунц) и Геня Чорн (Евгений Шварц)

 М. Шагинян  выведена в «Сумасшедшем корабле» в образе глухой писательницы Ариосты.

Вторая часть романа (шестая – девятая волны) посвящена крупным фигурам Серебряного века – А. Блоку, Ф. Сологубу, А. Белому, М. Горькому и Н. Клюеву. В произведении им соответствуют вымышленные герои – Гаэтан, Старик-поэт, Инопланетный Гастролѐр, Еруслан и Микула.

Восьмая волна посвящена размышлениям Сохатого относительно проблемы гибели русского интеллигента на примере разбора «Романа итогов». Именно так герой назвал роман А. Белого «Петербург».

 фигура учителя Сохатого (прототип этого героя – Е. Замятин)

Название романа, с одной стороны, является парафразой названия одноимѐнной картины И. Босха (1490) «Корабль дураков» – ѐмкий символ, возникший ещѐ в Средние века

 деление романа на «волны». Их количество доходит до девяти. Как известно, «девятый вал» - самая сильная волна на море во время шторма. Отметим, что именно на «девятой волне» «Дом искусств» прекращает своѐ существование. «Сумасшедший корабль» - это символ старой культуры, которая «падает» с «девятым валом революции». Кроме того, «9» – это особое число. Согласно теории пифагорейцев, оно «называется числом человека, из-за девяти месяцев его эмбрионального развития.


  В основе романа – жизнь петроградского Дома искусств (Диска), созданного в 1919 году по инициативе Чуковского и при ближайшем участии Горького, где жили и работали писатели и художники – Александр Блок (Гаэтан), Андрей Белый (Инопланетный Гастролер), Евгений Замятин (Сохатый), Михаил Слонимский (Копильский)... Имена легко разгадываются, истории жизни почти подлинны, но главное – Форш удалось описать судьбу Художника во время Революции.


 Дмитрий Быков
получить удовольствие от чтения «Сумасшедшего Корабля» можно, понятия не имея, что
 Черномор — Михаил Гершензон,
а Акович — Аким Волынский.
Книга ведь не про то, это не биографический справочник — хотя «Корабль» являет собою эталонный роман «с ключом»,
и именно от форшевских кличек ведут свое происхождение
Королевич, Синеглазый и Командор
 в катаевском «Алмазном моем венце».
Сама Форш, как вы наверняка знаете, — Долива. мало кто догадается, что Олькин — Нельдихен, потому что вряд ли кто из неспециалистов помнит Сергея Нельдихена (1891–1942) Касталия — если называть ее по имени обители художников в утопии Гессе «Игра в бисер» Блок, выведенный у Форш под именем Гаэтана.
удачно стукнулся черепом о панель и умер.

она курила Сафо за Сафо

канифасовые чехлы с умчавшихся диванов

В редкие минуты, когда несогласный собеседник успевал вставить в водопад эрудиции Аковича свое мнение (Акович — Аким Волынский)

Комментариев нет:

Отправить комментарий