четверг, 26 марта 2020 г.

о романе заговорили в связи со столетним юбилеем писательницы.

КНЯЗЕВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА
ПИСАТЕЛЬ И ВРЕМЯ В РОМАНАХ О.Д. ФОРШ 1920 – 1930-Х ГОДОВ («СОВРЕМЕННИКИ», «ВОРОН», «СУМАСШЕДШИЙ КОРАБЛЬ»)
ДИССЕРТАЦИЯ 
на соискание ученой степени кандидата филологических наук

 «О борьбе с формализмом и натурализмом», в рамках которой выступил Е.С. Добин с критикой книги «Город Эн» Л.И. Добычина.
 О. Форш по этому поводу «выразила свое опасение, что Добычин после такой резкой критики может покончить самоубийством, так как он находится в состоянии сильного расстройства»

обстоятельства смерти Л.И. Добычина до сих пор не выяснены.
В.А. Каверин вспоминает, что он был выбран мальчиком для битья, «над ним смеялись, издевались, оскорбляли. Он покончил с собой. Ему было сорок лет»


В год выхода романа досталось от рапповцев и самой О. Форш, о чем свидетельствуют статьи А. Котляра «Безотрадное плаванье»293, Зел. Штейнмана «Курс корабля… на рифы»294, Н. Лесючевского «Или союзник, или враг»295 , Т. Трифонова «Сумасшедший корабль»296 и мн. др. Один из авторов заметил, что роман О. Форш – «книга, достойная внимательного рассмотрения» как «продуманный идейно-творческий документ, под которым подпишется всякий, пытающийся уйти от действительных задач революционной литературы…»297 . Критик обвинил автора в том, что «здесь – под прикрытием новых слов – ведется атака против реалистического искусства», «против революционной перестройки попутнической литературы».

 Обвинили О. Форш и в том, что в романе сказались настроения той группы интеллигенции, которая определяет свои пути не с пролетариатом, а его «классовыми врагами».

В течение следующих десятилетий роман был предан забвенью, упоминать о нем было не принято.
Иначе и быть не могло, поскольку в «Сумасшедшем корабле» упомянуты литераторы, имена которых были вычеркнуты из истории литературы.
Среди них литературный критик А. Волынский, поэт Н. Клюев, С. Есенин, Н. Гумилев.


 Е. Полонская узнала эпизод описанного в романе «живого кино», участниками которого в реальности были шестнадцатилетний сын О. Форш Дима и его ровесник Коля Чуковский, изображавшие морские волны под елисеевским ковром и дельфинов.
Кино ставилось «еженедельно в одной из гостиных под режиссерством <…> Евгения Шварца, который фигурировал в книге О. Форш как Геня Чорн»

Н. Тихонов назвал роман О. Форш интереснейшим, «написанным с большой страстью», отметив, что «писательница любила эту свою книгу, считала ее лучшей».
По его мнению, несмотря на то, что «многие характеристики для простого человека носят характер шифра», «все бывшие жильцы Дома искусств разгадали себя, были раскрыты все псевдонимы, иные из которых были прозрачны, и ничего особенного не произошло, потому что все это было известно и понятно жильцам Диска»

 Жуканец – частично Шкловский, частично сын О. Форш

 Некоторые прозвища разгадываются по созвучию имен и фамилий:
Копильский (Слонимский),
Фома Жанов (Всеволод Иванов),
художница Котихина (Щекотихина),
Акович (Аким Львович Волынский),
Корюс – Барбюс.
В других случаях имена героев романа спроецированы на их литературную судьбу.
Так, например, Инопланетный Гастролер, автор «Романа итогов» А. Белый, для своего времени не понятен, не всегда принят в литературной среде


Вслед за Гаэтаном в романе появляется образ другого поэта «с лицом египетского письмоводителя и глазами нильского крокодила», который попросил обитателей «Сумасшедшего корабля» что-нибудь для секции детской литературы, а ночью был арестован: «Никто не знал почему, но думали – конечно, пустяки»331 . «А назавтра, хотя улицы полны были народом, они показались пустынными. Такое безмолвие может быть только в степи в жгучий полдень, и еще когда в доме покойник и живые к нему только что вошли. На столбах был расклеен один, приведенный уже в исполнение приговор. Имя поэта там значилось. Никто никому ничего не пояснял. Не спрашивали. Не толкались. К уже стоящим недвижно подходил новый, прочитывал – чуть отойдя, оставался стоять. На проспектах, улицах, площадях возникли окаменелости. Каменный город»  Н. Гумилев

«Трудности каждого дня» представлены в романе в зловещем разнообразии:
 это голод, когда по пайкам выдается черный перец и лавровый лист, а на кухне жарятся конские ноги;
это когда аресты превращаются почти в будничное явление.
Это и повсеместное отношение «общества» к писателям как к людям бесполезным, не имеющим никакого «весу» (в прямом и переносном смысле), «прохвостам».

https://books.google.co.il/books?id=5TS5AAAAQBAJ&lpg=PT170&ots=5WkMH0bCEY&dq=%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%88%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2&pg=PT171#v=onepage&q=%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%88%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2&f=false






Комментариев нет:

Отправить комментарий