в 1342 году умер золотоордынский хан Узбек, построивший в Крыму мечеть и медресе, а территория Дешт-и-Кипчак стала называться по имени его Узбекской, или Синей Ордой.
А в 1428 году ханом восточной части степи Дешт-и-Кипчак стал Абулхаир, из ветви Шейбани — пятого сына Джучи.
Абулхайр пришёл к власти в Узбекском улусе в возрасте 16 лет и перед ним стояла трудная задача — выживание в междоусобной борьбе джучидов. В условиях междоусобной войны и смуты после распада Ак Орды, Абулхаиру удалось не только выжить, но и создать самостоятельное централизованное государство и удерживать власть в течение сорока лет на обширной территории степных районов Казахстана с 1428 по 1468 годы
ни одного примера, когда бы доверчивость или послабление помогли кому-нибудь остаться в живых или победить врага…
великому румийцу[51 - Румиец (руми) – грек.] Искендеру Двурогому. Александр Македонский («Искандер Двурогий»)
каким должен быть подлинный хан?
— Чтобы угодить людям, хан должен быть умным, а чтобы люди угождали ему, должен быть сильным! — ответил Чингисхан.
чтобы люди уважали тебя?
— Не лишись трона! — ответил Чингисхан.
— Как же сохранить трон?
— Не допускать в свое окружение никого умнее себя! — ответил Чингисхан.
— Чем должен жертвовать хан для славы своей?
— Сыном! — ответил Чингисхан.
Говорят ведь, что раздевшийся обязательно прыгнет в воду…
в ряд стояли маленькие черные шатры, и в каждом из них обитал прирученный беркут, ястреб, кречет, лунь или пустельга. Настоящих ловчих птиц нельзя держать вместе в одном помещении…
Чингисхан поучал: если поднял руку на врага, то бей только насмерть, потому что нет опаснее недобитого врага. А простить врага — преступление, за которое придется расплачиваться всю жизнь. Слабостью посчитает враг твое великодушие и удесятерит свои усилия против тебя!.."
степную мудрость, которая гласит: «Пусть руки отпадут у того, кто не радеет за родственников»
Когда один человек всей душой желает очернить другого, все средства хороши.
Народ понимал уже необходимость создания своего, казахского ханства.
По старой казахской поговорке: «Свали старую юрту, чтобы поставить новую».
Противоречия раздирали Золотую Орду. Сами копали под собой яму ее ханы, а в 1380 году Дмитрий Донской на поле Куликовом превратил эту яму в зияющую пропасть. Но не свалилась еще туда Золотая Орда
Тамерла́н, Тиму́р= Железный хромец
Тимур, создавший огромную империю, установил дипломатические связи с рядом государств, в числе которых были Китай, Египет, Византия, Франция, Англия, Кастилия и другие. В 1404 году в столице его государства — Самарканде побывал посол кастильского короля Руй Гонсалес де Клавихо. Сохранились подлинники писем Тимура французскому королю Карлу VI.
Джаныбек задумался: «А если бы не враждовать, а держать союз с теми гяурами, какое великое казахское государство можно было бы создать? Нам тогда не стали бы страшны ни Ногайская Орда, ни Астарханское, ни Казанское ханства…»
- Жанибек — казахский хан, один из основателей Казахского ханства и его правитель в 1474—1480 годах.
«Когда есть власть в руках, можно обойтись и без мудрости». Много позже появилась эта пословица в степи
Лучшее в мире железо добывали тогда в верховьях Селенги и Енисея.
Из всех законов, установленных на казахской земле завоевателями, самым страшным и жестоким после чингисхановских был «Свод законов о преступниках», составленный Тимуром. А среди статей этого свода выделялась статья «О наказаниях для детей, преступных перед матерью, и для матерей, преступных перед своими детьми»
Дети сами должны были выбирать род казни для своей матери.
Много притч оставлено Чингисханом в назидание, и все они из жизни птиц и зверей
Извечные аргынские умники мутят чистую воду — всякие жырау, музыканты, певцы, книжные мудрецы. Они всегда выступают против властителей
казахи не могли не чувствовать, что если по-прежнему будут враждовать между собой, то станут легкой добычей завоевателей
Пока еще не шла речь о сплочении воедино всех казахских родов и племен. Дело ограничивалось союзами между теми, чьи кочевья располагались по соседству. В этой исторической мешанине уже явственно вырисовывались три союза родственных племен, или три жуза, как назывались эти объединения.
Это была древняя казахская традиция — на всем скаку врываться в траурный аул с криком и причитаниями «О наш родной!». Чингизиды не придерживались ее и смотрели на такие вещи с презрением. Казахи, быстро заставившие своих завоевателей говорить по-казахски и совершать многочисленные казахские обряды, тем не менее глядели до сих пор сквозь пальцы на то, что султаны-чингизиды не принимают участия в похоронах согласно древнему ритуалу степи Дешт-и-Кипчак. А те, в свою очередь, считали, что неудобно хану или султану врываться в подневольный аул с криком «О ты наш родной!».
Хорасан занимал территорию современных Среднеазиатских государств: Туркмения, Афганистан, Таджикистан и Узбекистан. На территории Хорасана выплавляли лучшую сталь в древнем мире, в то время как Рим использовал бронзовое оружие. Этим и запомнилось выражение: Дамасская, Хорасанская сталь, булат-это всё синонимы
Она вынула из-под одежды маленький хорасанский кинжал
Абулхаир-хан (род. в 1693 г.) казахский хан, управляющий Младшим жузом, прямой потомок по линии Чингисхана.
Почему же продолжают уходить к Джаныбеку и Керею казахские племена и роды?
Уже во времена Чингисхана существовал своеобразный метод переправы через широкие реки. У каждого воина была мягкая выделанная шкура козла или теленка, по краям которой продевалась в дырочки прочная волосяная бечевка. В эту шкуру складывалось оружие и одежда, после чего воин затягивал бечевку. Получался большой, наглухо закрытый кожаный мешок, полный воздуха. Обычно этот мешок привязывали к хвосту боевого коня и плыли рядом, держась за него. Выросшие на берегах бурных рек Орхон, Керулен, Енисей и Иртыш, монголы легко преодолевали таким образом любые водные преграды на своем пути. От них и переняли некоторые казахи этот метод.
Но основная масса казахов, в том числе и кипчаки, издревле пользовались совсем другим способом. Они загоняли в воду освобожденных от груза лошадей сразу целым табуном, причем впереди плыли самые опытные и сильные кони. В середине табуна под охраной матерей переправлялись жеребята. Люди же связывали плоты-салы из камыша и тальника, и только немногие пользовались надутыми бычьими желудками или высушенными тыквами.
Из всех зверей только сытый шакал может рвать зубами чужих детенышей!
Подлинно народным батыром был Орак. Бурей носился он по жизни, защищая обездоленных и бедных; бурей проносится по страницам трилогии И. Есенберлина «Кочевники»
нос дан человеку для того, чтобы глаза не выцарапали друг друга.
До сих пор сохранилась степная дорога, которую называют «По двое на коне»
Пятнадцатый век был тяжелым для казахского народа, и именно в этом веке разрозненные, противостоящие друг другу в жестокой и междоусобной борьбе казахские роды и племена поняли, что им наконец нужно объединиться, чтобы выжить.
В течение восьмидесяти лет сражались казахские ханы за города Северного Туркестана. И только что проскакавший мимо юноша — будущий хан Хакназар — освободит полностью северотуркестанский вилайет и перенесет свою ставку в Яссы. При нем произойдет окончательное размежевание казахской степи на три жуза и воссоединение их в едином ханстве с киргизами…
Хак-Назар-хан (каз. Хақ-Назар-хан) — хан Казахского ханства в 1538−1580 годах, сын Касым-хана. С именем Хак-Назара связывают период возрождения Казахского ханства после междоусобиц, в его период правления наблюдался подъём во внутренней и внешней политике государства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий