среда, 29 августа 2012 г.

Социология невежества


Определяя понятие города,

еврейские мудрецы говорят, что населенный пункт не может называться городом,

если в нем не насчитывается по крайней мере десяти бездельников. Как

объясняется, десять бездельников - это десяток таких людей, которые готовы и

способны освободить свое время от насущных забот и посвятить его

общественным делам. Если так, то классическим примером такого бездельника

являлся Сократ - разумеется, к вящему огорчению его жены. Вместе с тем, в

нем воплотился идеал свободного человека, поскольку он являлся мыслителем,

занимающимся теоретическими умствованиями и не обращающим внимания на

практические нужды. В любом случае он ощущал себя человеком, независимым от

материальных забот и имеющим досуг для отвлеченных размышлений.
******************************

начало новейшей науке положил решительный протест

против аристотелевского запрещения смешивать различные отрасли знания.

Современная наука видит свое величие в том, что может заимствовать методы

одного раздела науки и применять их в другом, например, методы математики в

химии или методы химии в биологии и т.п. И это несмотря но то, что новейшая

наука, с тех пор как она возникла в семнадцатом веке, не прекратила поиска

идеального всеобщего метода, о котором в свое время говорил Платон.


***********************************
Школы классической греческой философии, такие как пифагореизм,

платонизм, перипатетика и стоицизм, являлись универсальными школами знаний

или по крайней мере учеными сообществами, где подвизались во всех науках и

искусствах.
 Но уже в Александрии мы можем найти таких узких профессионалов,

которые открыто заявляют, что им нет никакого дела до теории, относящейся к

другой профессии.
Так сложилось такое положение вещей, существовавшее на

протяжении столетий, буквально до 17 века, при котором астрономия оказалась

совершенно отделена от физики - при том что греческая астрономия достигла

очень высокого уровня развития, и греческие астрономы могли с помощью

геометрических моделей и на основе начатков тригонометрии вычислить

окружность земного шара, и даже, руководствуясь своеобразными

представлениями, расстояние от Земли до Луны или диаметр Солнца, каковые

вычисления являлись обоснованными по крайней мере с методологической точки

зрения. Более того, та математическая модель, описывающая движение небесных

тел, которую во 2 веке построил Птолемей, была не менее точной, чем та,

которая пришла ей на смену в 16 веке. Имеется в виду система Коперника,

исходящая из совсем иного астрономического допущения, и утверждающая, что в

центре мира находится не Земля, а Солнце.

Греческое понятие
"споспешествовать явлениям" означает, что явления включаются в

математическую модель неба, а если при этом возникает проблема у физиков, то

те должны сами попытаться вытянуть себя за волосы из болота.

Такое расхождение между астрономией и физикой, какие бы ни были у него

источники, было до конца преодолено лишь в последней четверти 17 столетия с

выходом в свет книги Ньютона "Математические принципы натуральной

философии".


**********************************
7. УНИВЕРСИТЕТЫ

В предыдущей главе мы рассуждали о переходе от знания, имеющего общий
характер, к знанию, для которого уже характерна специализация, и видели, что

этот переход происходил параллельно с переходом от классической греческой

науки к эллинистической.
В эллинистической науке существовала специализация;

при этом каждая отрасль знания была открытой изнутри, но закрытой для других

отраслей знания. Быть может, это лучше сформулировать следующим образом: в

эллинистическую эпоху не считалось предосудительным, когда специалист в

каком-нибудь разделе науки проявлял неведение в других науках или выказывал

демонстративное равнодушие к этим наукам.

******************************************

стоит вспомнить историю "тхелет" - шерстяной нити

лазоревого цвета, используемой евреями в ритуальных целях. Секретом

изготовления этой нити владела замкнутая группа людей, охраняя его от

посторонних по соображениям профессионального и религиозного характера. К

этому секрету допускались лишь после особого рода инициации, пройти которую

имел право не всякий. В результате секрет этот был безвозвратно утерян, и

вовсе не потому, что исчез моллюск, из которого изготовляли нужную краску, а

потому, что не осталось никого, кто хотя бы знал, как этот моллюск выглядит.

Нечто подобное в конце средних веков происходило с секретами производства

стекла. Тайны производства стекла, существовавшие, например, в Венеции,

охранялись столь строго, что стеклодув, бросавший работу и пытавшийся

покинуть Венецию без разрешения властей, рисковал быть убитым агентами
города. Это значит, что знание являлось закрытым, и забота о том, чтобы оно

оставалось закрытым, выражалась в таких мерах, которые не ограничивались

простым академическим отлучением от знаний.

***********************************

посмотрим, как обстояли

дела со знанием и контролируемым невежеством в средние века. Разумеется,

средневековое общество, начиная с 7 века и дальше, было преимущественно

безграмотным обществом. До 12 века поголовно безграмотными были даже

аристократы, даже правящие сословия. Еще Карл Великий, исполнившись рвения к

душеспасительным книгам, просил, чтобы ему читали вслух писания святого

Августина, поскольку сам читать не умел. Так рассказывает его биограф

Эйнгард.

***********************************************


И однако же с 12-13 века, в связи, быть может, с ростом народонаселения

или по причине постоянного усложнения западноевропейского общества, начала

возникать потребность в профессионалах: юристах, теологах, врачах и т.п. И

появилось учреждение, готовящее таких профессионалов, единственное, быть

может, создание Средневековья, которое более или менее сохранило свой

первоначальный вид до наших дней. Мы имеем в виду университет.

Университет, как указывает его название, - это корпорация. Таково было

значение слова "университас" в средние века.
Государственное право и равенство всех граждан перед законом ничего не значили в эпоху

средневековья: сфера прав и обязанностей каждого человека устанавливалась в

зависимости от того, к какой корпорации он принадлежал.
 

Известно, что город являлся корпорацией; корпорациями являлись

общественные классы, гильдии. Некоторым еврейским общинам был предоставлен

статус корпораций, ибо евреям было позволено, и это зафиксировано в

документах, жить в соответствии со своими собственными законами, secundum

legum suam vivere. Все это были "университас" - корпорации.
**********************************

Этот статус, статус корпорации, означал, что университет не подлежит

юрисдикции ни местных светских, ни местных церковных властей, то есть не

зависит ни от герцога, ни от епископа, а напрямую подчиняется королю или

римскому папе, подобно тому, как Studia generalia подчинялись лишь главе

ордена.

С этой точки зрения правовое положение университетов было схоже с

положением евреев, ибо евреи формально считались рабами короны, и в тех

местах, где им был дарован этот статус, они подлежали юрисдикции

королевской, а не местной власти. Это значит, что, даже проживая на

территории, подвластной тому или иному феодальному владыке, они подчинялись

лишь центральной власти - точно так же, как различные церковные институты,

подчиненные лишь папе римскому, а не местным властям.
*********************************************************

Церковь пыталась даже среди деревенских жителей отыскать способных людей,

готовых учиться, служить ее интересам, войти в число клириков.

Но, с другой стороны, это знание было все-таки закрытым. Оно было

закрытым для народных масс, для простолюдинов. Оно было до такой степени

закрытым, что церковь с большим неодобрением относилось к самостоятельному

чтению Библии мирянами, считая, что такое чтение открывает дорогу неверию и

ересям.

Церковь не одобряла переводы святых текстов на национальные языки и

запретила мирянам их бесконтрольное чтение; и действительно, первые переводы

на некоторые языки были, как правило, открытым и намеренным нарушением

церковного запрета и служили на руку таким бунтовщикам, как лорды в Англии

или гуситы в Чехии. И это несмотря на то, что сам по себе библейский текст

считался не подлежащим никакой критике.

Лозунгом Реформации были слова "Sola scriptura" - "Писания не нуждаются

в посредничестве церкви"
***************************************************

Обратимся для примера к одному из крупнейших естествоиспытателей и

философов средневековья Иоханесу Буридану, который был ректором парижского

университета в середине 14 века. Буридан высказал новый взгляд на природу

движения небесных тел. Небесные тела, утверждал он, движутся не потому, что

они являются обособленными умами, подражающими Тому, кто движется, но

недвижим, а благодаря импульсу движения, который они получили от Творца в

момент своего сотворения; сила этого первотолчка заставляет их двигаться

механически и никогда не иссякнет. И он добавил к этому: подобное мнение

имеет силу лишь в том случае, если господа богословы не найдут в нем изъяна,

- ибо он, Буридан, считал себя философом, ответственным лишь за философские

штудии. Он не теолог и никогда таковым не был. Кстати сказать, когда в один

прекрасный день Буридан пропал и имя его перестало появляться в документах

парижского университета, родилась легенда, согласно которой королева велела

зашить его в мешок и утопить в Сене, - за то, что совет, полученный от него,

оказался никуда не годным. Вот история, которая может послужить хорошим

предупреждением физикам, не брезгующим заниматься политикой.☺


**************************************************
Аристотель считал себя философом, опирающимся на здравый рассудок, или, как

он сам сформулировал в четвертой книге своего сочинения "О небе":
 
"Задача ученого - говорить о том, о чем знает каждый, но выражать это с большей

ясностью".
Аристотелевская философия во всех ее проявлениях - это в полном смысле слова философия здравого рассудка.
*************************************

Нравственная позиция Средних веков, в отличие

от нравственной позиции Просвещения, о котором мы вскоре будем говорить, не

зиждилась на том убеждении, что знания следует нести в народ. Толпа, как

явствует, например, из "Морэ невухим" Моше Маймонида, была невежественной,

является невежественной и останется такой во времена Машиаха.


**************************************
Реформация выдвинула три лозунга. Вот они: "Только

через Писание, только благодатью, только верою" (Sola scriptura, sola

gratia, sola fide).
Это означало, что верующий, желавший читать святые

тексты, уже не нуждался в явном посредничестве церкви.
 
****************************************************
Все выдающиеся мыслители и
ученые 17 столетия: Декарт, Гоббс, Ньютон, Лейбниц и другие - занимались
теологическими проблемами. Речь идет не только о таких общефилософских
проблемах, как существование Бога или бессмертие души, но и о специфических
теологических проблемах, вроде проблемы субстанциональности или проблемы
искупления.

**********************************************
просветители 17 века подчеркивали , что наука доступна для

любого человека, обладающего здравым рассудком, и что нет необходимости в

особой профессиональной подготовке или в особых талантах, чтобы достичь

знания. Поэтому большинство просветителей писали уже на своих национальных

языках, понятных непрофессионалам, и особо подчеркивали это. Декарт говорил,

что он пишет свои работы или часть своих работ на простом языке,

французском, чтобы их могла прочесть даже его служанка при этом его не

волнует, станет она их читать или нет.

****************************************************

подобно тому, как церковь заявляла, что нет спасения вне церкви, что вне

церкви человек пребывает во власти первородного греха, так и Просвещение 18

столетия не видело спасения вне всеобщего распространения знаний, вне

развития образования. А христианским смертным грехам, таким, например, как

гордыня, в Просвещении соответствовало невежество

Невежество - это что-то вроде первородного греха, а та война, которую вело Просвещение, была войной

с предрассудками, войной с невежеством до победного конца.

************************************
понятие "комменсенс" (здравый смысл).

Со времен Аристотеля и примерно до 17 века здравым смыслом называлось то

"шестое чувство", посредством которого человек согласует и соотносит между

собой свои ощущения. При помощи него мы, например, определяем, что звук,

форма и запах принадлежат одному и тому же объекту.

*****************************************
Томас Пейн, являвшийся, с одной стороны, крупным просветителем, а с другой -

одним из лидеров американской революции, написал свою книгу, названную им

"Common Sence ", которая в какой то мере была опровержением теологии и

служила своеобразным введением в американскую революцию, ибо революция эта в

большой степени базировалась на принципах здравого смысла и, быть может,

также на том, что положила эти принципы в основу жизни, законодательства и

мировоззрения той культуры, которая какое-то время спустя пышным цветом

расцвела в Америке.

**********************************
Некоторые просветители считали,

что человеческая история, по выражению Лессинга, - это история образования,

другие, такие как Мендельсон, думали, что история человеческого рода - это

история непрерывного прогресса.



*******************************************
И следует постоянно задаваться вопросом, который мы сформулировали,

хотя и не всегда держали его в центре внимания. Вопрос этот - как

функционирует невежество в обществе, какова его функция в общественном

организме, в прошлые времена и ныне?

Невежество характерно не только для замкнутых, примитивных и древних

обществ, где знание закрыто и недоступно для многих. Даже в современном

обществе, где существует идеал открытого знания, это открытое знание все еще

оставляет широкий простор для невежества, которое приходит вместе с этим

знанием или следует за ним по пятам. О чем-то подобном уже писал один

математик, Льюис Кэррол, опубликовавший книгу, правда не математическую, а

предназначенную для детского чтения, в которой он рассказывает о белом

рыцаре, мечтавшем покрасить свою бороду в зеленый цвет, а еще сделать веер,

чтобы скрывать эту бороду от посторонних взглядов. Служить таким веером, а

также доказывать, что этот веер существует - вот одна из функций социологии

невежества.


















 

Комментариев нет:

Отправить комментарий